8 января – iatochka.news, 11:00. В конце декабря власти Соснового Бора в Ленобласти уже в третий раз отказались проводить референдум о строительстве мощнейшего в мире глиноземного завода на берегу Финского залива. Тем временем петицию против его возведения Вконтакте подписали 20 000 человек, собирают и ‘живые’ подписи, таких уже более 18 000, но слышать людей не хотят.
Фото: ru.wikipedia.org: Demonzak / CC BY 3.0
Промышленные предприятия России нуждаются в большом объеме алюминия, однако из-за санкций с поставкой сырья возникли сложности. Выход – производить сырье самостоятельно. В стране уже есть несколько заводов, но их мощностей не хватает. При этом у людей возникает резонный вопрос: зачем строить завод, у которого будет много токсичных отходов, именно здесь, в густонаселенном месте, и на берегу Финского залива. Мнения врачей, экологов и комментарии местных жителей – в материале «Точки».
Третий в Ленобласти, первый – в мире
Глинозем – это оксид алюминия, главное сырье для производства этого металла. До 2022 года основными поставщиками были Австралия, которая прекратила ввоз сырья из-за санкций, и Украина, где Николаевский завод компании «РУСАЛ» прекратил работать по понятным причинам.
Минимальный объем алюминия, который требуется российской промышленности, – 7,8 млн тонн. Закупать сырье пришлось за рубежом – в Китае, Индии, Казахстане. По данным компании на март 2023 года, затраты на приобретение глинозема выросли на 149,3%, до $1,8 млрд, а себестоимость тонны алюминия – на 31,8%, до $2325.
Самым выгодным вариантом оказалось наращивать производство в России. В стране уже работают девять заводов компании Олега Дерипаски по выплавке алюминия и несколько глиноземных заводов, в том числе два в Ленинградской области – в Бокситогорске и в Пикалево. Новый по планам должен стать самым мощным не только в России, опередив в этом антирейтинге даже Красноярский край, но и в мире.
Как уже писала «Точка», решение о строительстве ещё одного такого предприятия, на этот раз в 15 километрах от Соснового Бора, было принято в июне 2023 года – на Петербургском международном экономическом форуме. Ленинградская область и компания РУСАЛ подписали соответствующее соглашение.
Напомним, что в планах строительство самого завода, глубоководного порта, шламохранилища (котлован для скопления и хранения отходов, шлам – тонко измельченное сырье, отходы), энергетической инфраструктуры, вспомогательных объектов.
Именно на Сосновый бор выбор пал по нескольким причинам. Во-первых, это близость к Финскому заливу – портовую инфраструктуру планируют построить в Усть-Луге, «РУСАЛ» уже арендовал для этого землю. Во-вторых – близость к Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС), энергия которой необходима для производства сырья. Но местные жители перспективам появления завода здесь не рады по множеству причин. И соседство с ЛАЭС и другими ядерными объектами – как раз одна из них.
Скрытые опасности
Как рассказал «Точке» физик и эколог Олег Бодров, последствия от работы двух промышленных «монстров» – ЛАЭС и нового завода – необходимо рассматривать в комплексе, а не как от отдельных предприятий.
«Совокупность факторов – плотность населения, географические и геологические особенности местности, перегруженность инфраструктуры южного берега Финского залива – создаст целый ряд рисков. Это безопасность, потеря источников водоснабжения для населения, загрязнение Финского залива, уничтожение экосистемы в радиусе до 100 километров, – отмечает председатель движения «Общественный совет южного берега Финского залива» Олег Бодров. – Эксперты РАН еще в 1992 году проанализировали состояние природных экосистем и заключили, что экологическая емкость района размещения ЛАЭС исчерпана. Было рекомендовано не усиливать нагрузку на природу, не увеличивать численность населения в этом районе».
Фото: ru.wikipedia.org / Красный. Собственная работа, CC BY-SA 4.0
Место строительства завода – это не глухие леса, а густонаселенные территории. Причем рядом не только города, но и множество деревень, три заказника, озеро, сосновый бор, подсобные хозяйства и сельхозпредприятия. У завода с такой мощностью – 4,8 млн тонн в год – будет огромное количество отходов. Красный шлам не перерабатывается, а его пыль будет покрывать местность в радиусе 50 километров. По мнению Олега Бодрова, завод здесь попросту опасен – как для экологии, так и для здоровья людей.
Согласен с физиком и другой житель Соснового Бора – практикующий врач-невролог Василий Гасич. Он уверен: из-за деятельности таких предприятий неизбежно происходит постоянное загрязнение воздуха, питьевых вод и почвы диоксидом азота, бензапиреном, дигидросульфидами и оксидами меди, никеля, свинца, фторидами, формальдегидом, фенолом, марганцем, хромом, алюминием и другими элементами.
«Токсичные соединения и металлы накапливаются во всех органах и системах организма. Особенно страдают дети. В первую очередь, кратно возрастает заболеваемость органов дыхания: бронхиальная астма, тонзиллиты, фарингиты, трахеиты, бронхиты, пневмонии. На втором месте – болезни желудочно-кишечного тракта и костно-мышечной системы. У детей практически разрушаются зубы от флюороза, возникают костные деформации позвоночника и суставов, нарушается формирование костно-мышечной системы», – поделился наблюдениями в разговоре с «Точкой» Василий Гасич, и добавил:
«Присоединяются аутоиммунные ревматоидные поражения, токсические поражения печени и почек. Нарушается работа нервной системы. Это проявляется в учащении случаев задержки умственного и речевого развития, дизартрии, логоневрозах, астено-невротических и вегетативных расстройствах. Здоровые дети практически перестанут рождаться. У взрослых будут прогрессировать сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Вблизи глиноземного производства через несколько лет не останется даже относительно здорового населения, существенно сократится продолжительность жизни. Думаю, последствия могут быть в разы серьезнее, потому что завод планируется самый мощный в мире, а в Ленинградской области высокая плотность населения».
Эксперты полагают, что, помимо этого, в зоне риска – биосистемы, рыбные ресурсы, местный туризм и зоны отдыха. Обесценится недвижимость у сотен тысяч человек, пострадают источники питьевого водоснабжения для 70 тысяч жителей. Повысится риск утраты садово-парковых ансамблей Ломоносова и Петергофа – они в зоне западных, юго-западных ветров от ЛАЭС и глинозёмного завода. При типичных западных ветрах, опасаются эксперты, через час аварийные выбросы этих объектов могут достичь границы, а через 4 часа накрыть пятимиллионный Санкт-Петербург.
Борьба за жизнь в экологически чистом районе
Неравнодушные жители Соснового Бора и близлежащих населенных пунктов создали общественное движение «СТОП РУСАЛ». Группа «ВКонтакте» появилась еще в июле и быстро набрала более шести с половиной тысяч подписчиков. Записи десятки комментариев – кажется, в районе нет ни одного равнодушного человека, который бы не понимал грозящей опасности.
Люди пишут:
«Нам не нужен глиноземный завод вблизи наших домов, стройте его с учетом пожеланий местных жителей – подальше от нас. Нам не нужны отходы производства ЛГЗ в виде шлама. Власть, повернись лицом к жителям региона и услышьте нас!».
«Я приехала 7 лет назад во Всеволожск с Дальнего Востока. Там давно такое. Открытые угольные терминалы в Ванино, Находке, других портах. Люди задыхаться, болеют, умирают давно, с 2010 годов, или уезжают, как мы, в лучшие по экологии районы. Все эти угольные терминалы, да и порты, газо-, нефтепроводы, электричество, не для нас, мы, люди, там не нужны. Сейчас все это пришло и сюда. Очень больно. Это наша Родина».
«Никакого экологического контроля нет. Теперь решили глиноземный завод в густонаселенном районе у ЛАЭС построить. И бокситы из Африки возить через Усть-Лугу. При СССР такое производство было в Бокситогорске. За 101 км отправляли сами понимаете кого на эти работы. А теперь элиту Росатома, сотрудников ЛАЭС решили вытравить, заодно и их детей, детей всех народностей на южном побережье Финского залива. Это ли не враги народа?».
Инициативная группа жителей города Сосновый Бор создала против строительства предприятия петицию, которая опубликована на сайте РОИ (Российская общественная инициатива).
Для рассмотрения решения на региональном уровне до 1 декабря 2024 года нужно набрать 89 тысяч голосов. Пока за отмену соглашения проголосовали порядка 4 тысяч человек.
Инициативная группа совместно с депутатами предпринимают все возможные шаги, один из них – попытка инициировать референдум. Однако избирательная комиссия администрации Соснового Бора 28 декабря отказала уже в третий раз. Но активисты не намерены сдаваться. Они подали документы в четвертый раз.
Помимо этого, местные жители считают, что нужно создать межрегиональную экологическую лабораторию под патронажем правительств Ленобласти и Петербурга, с участием всех заинтересованных сторон, а также провести комплексный анализ состояния природных экосистем бассейна Финского залива и на его основе определить, где возможны промышленное строительство и другая деятельность.
Время еще есть – строительство завода не началось, его планируют возвести к 2032 году, а первую очередь ввести в эксплуатацию до 2028 года. На участке сейчас ведутся проектно-изыскательные работы.
Однажды то же самое получилось остановить: в 2003 году сосновоборцы смогли предотвратить строительство алюминиевого завода. Этому способствовали результаты экологической экспертизы и муниципального референдума: 90% жителей города проголосовали против. Тогда Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области, публично заявил, что «раз и навсегда закрывает строительство в нашем регионе алюминиевого завода». Но срок у «навсегда» оказался вполне конкретный – 20 лет.
Ранее «Точка» писала о том, что экоактивистов пытаются подружить с чиновниками.
Подготовила Анастасия Иванова
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.