29 марта – iatochka.news, 19:00. Московский суд арестовал руководителя подразделения госкорпорации «Росатом» Геннадия Сахарова. Следом отправился руководитель АО «Оргэнергострой» (АО ОЭС) Элгуджи Кокосадзе. Что могло связывать этих топ-менеджеров русской энергетики – в материале «Точки».
Фото: freepik
Быстрые нейроны
Басманный суд Москвы арестовал Сахарова и Кокосадзе до 26 мая, это время господа проведут в СИЗО. По данным пресс-службы органа, первый проходит по статье о получении взятки в особо крупном размере, второй – за передачу денежных средств.
Как отметили в пресс-службе московских городских судов общей юрисдикции, изначально Сахаров занимал пост директора по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе. Затем, по данным РБК, его перевели на новую должность – директор по контролю проектов сооружения. И весьма вероятно, он принимал непосредственное участие в согласовании подрядчиков на строительство ряда объектов «Росатома», в том числе новейшего многоцелевого быстрого исследовательского реактора (МБИР).
Издание Коммерсант написало: по их данным, вознаграждение топ-менеджеру «Росатома» передавалось за содействие в получении крупного подряда на выполнение работ. О каком именно проекте речь – не оглашается. Но общих проектов у организаций много, в том числе мировых масштабов.
АО «Оргэнергострой» называет себя постоянным подрядчиком государственной корпорации «Росатом» и ее дочерних структур. И основания утверждать это есть.
Например, в 2020 году АО ОЭС стало главным подрядчиком строительства суперсовременного, мегамощного исследовательского реактора в Димитровграде. Об этом в конце ноября 2020 года опубликована развернутая духоподъемная статья в издании «Атомная энергетика 2.0». В ней фигурируют оба господина, ныне ожидающие в СИЗО заседаний суда.
Главное событие
МБИР – проект действительно уникальный. Это мощнейший в мире многоцелевой исследовательской реактор на быстрых нейтронах. Аналогов ему не существует. Над ним работает множество предприятий: строители, машиностроители и научные институты, логистические компании и многие другие. Функционально он покрывает возможности работающего ныне в Димитровграде реактора БОР-60, который остановят после ввода МБИР в эксплуатацию.
Фото: freepik
Для управления строительством столь крупного и масштабного проекта был создан консорциум, в который вошли подрядчики по всем видам работ: от проектирования и монтажа до устройства вентиляции. Лидером объединения и выступило АО «Институт «Оргэнергострой» Кокосадзе.
«МБИР на сегодня – первый энергетический проект атомной отрасли, который был представлен и успешно прошел Главгосэкспертизу в формате BIM модели», – приводит слова директора по капитальным вложениям и надзору Сахарова «АЭ 2.0». Издание также пишет, что заключение договора генподряда на строительство МБИР с лидером консорциума, АО «Институт «Оргэнергострой», стало «главным и ключевым событием этого месяца».
Кокосадзе, со своей стороны, с оптимизмом рассказал журналистам издания о подходах к оптимизации использования ресурсов и снижении издержек, а также стоимости проекта в целом.
«Цифровая модель будет использоваться нами, в том числе для план-фактного анализа, определения необходимых объемов земельных работ, координации перемещения строительной техники по площадке, а также для осуществления дистанционного контроля хода работ на стадии возведения. Такой подход позволит более эффективно использовать ресурсы и значительно снизить издержки по времени и стоимости проекта», – приводит слова гендиректора АО «Институт «Оргэнергострой» Элгуджа Кокосадзе издание.
Передовики-отличники
А в 2022 году на сайте «Росатома» была опубликована «отчетная» статья о том, как «Оргэнергострой» выполнил и перевыполнил годовую программу строительства, сделав 130% работ.
«На данный момент на площадке (МБИР – прим. ред.) задействовано порядка 1400 строителей, включая инженерно-технический персонал и более 80 единиц строительной техники. Для сохранения текущих высоких показателей реализации проекта в будущем году «Оргэнергострой» планирует увеличить численность привлеченных специалистов до 1550 (в среднем по году)», – сказано в сообщении пресс-службы.
В той же публикации приведена цитата Геннадия Сахарова: «Несмотря на внешние вызовы, мы выдерживаем высокие темпы строительства уникального исследовательского реактора МБИР, и работы планируем завершить, как уже озвучивали ранее, – в 2026 году, что на год раньше запланированного срока».
Но что-то явно пошло не так. Завершать мегапроект в Димитровграде явно будет другой директор Росатома. Подчеркнем: неизвестно, с МБИР ли связано задержание топ-менеджеров российской энергетики. Но скромных проектов в этой сфере в любом случае нет.
Ранее «Точка» писала, что чиновники Минэкономразвития задержаны ФСБ «за минералку».
Подготовила Ксения Романовская
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ