Пустые русские деревни и вымирающие города: Росстат обнародовал страшную статистику

27 марта – iatochka.news, 20:00. Росстат обнародовал новую статистику рождаемости в России. Цифры уже не пугают, а шокируют. Мы вымираем, исключение составляют всего три региона. В погоне за лучшей жизнью сельчане бегут в мегаполисы, где на многодетность мало кто решится. Но есть нюансы, которые статистика учесть не может. Подробнее – в материале «Точки».

Пресс-служба комитета по социальной защите населения Ленинградской области
Фото: Пресс-служба комитета по социальной защите населения Ленинградской области

Издание РБК со ссылкой на Росстат опубликовало данные за 2023 год. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в России неуклонно падает, снизившись уже до 1,41. Это — минимальные цифры за последние 17 лет.

Напомним, СКР измеряет демографическую ситуацию в обществе. Оптимальным считается показатель 2,1. В разные периоды времени в России он менялся. В период демографического провала 90-х он поднимался максимум до 1,3. Спустя 10 десять лет на фоне кризиса в 1999 году снова снизился до 1,16. Наилучшей была ситуация в 2015 году — коэффициент 1,78 после чего кривая пошла вниз и теперь СКР составляет 1,41.

По мнению кандидата исторических наук, главы Ассоциации «Корпус» Тимура Кармова, сейчас идет процесс в каком-то смысле логичный. Виновата в этом во многом урбанизация. Горожане, особенно в мегаполисах, иначе понимают роль родительства в своей жизни, чем жители сел.

«В этих условиях население видит в воспроизводстве большого количества детей не какой-то экономический ресурс, а в большей части обузу. В аграрном же обществе, получается, лишние дети — это лишний ресурс, лишние рабочие руки. Как бы это цинично ни звучало. В городской же среде это – затраты, даже в условиях относительной финансовой обеспеченности», — полагает собеседник издания.

Выходит, что отчасти снижение населения можно отнести к одному из признаков развитого индустриального общества. И, по словам Кармова, здесь не нужно винить культурные особенности или падение нравов.

«Это некая составная часть, характеристика процессов изменения экономической системы, предпочтений общества, отношения к институту брака, семьи и детям», — добавил эксперт.

«Батенька, да вы трансформер»

Казалось бы, в сельской местности показатели должны быть отличные. Но это не так. Из сел и малых городов молодежь — люди самого детородного возраста — уезжает в мегаполисы. Легче от этого не становится. По тем же данным Росстата, наименьшие значения СКР отмечены в прошлом году в Ленинградской области — 0,88, что можно было бы объяснить плохой инфраструктурой и оттоком населения. Но в благополучной, казалось бы, Москве показатель ненамного лучше — 1,05. По мнению Тимура Кармова, все дело в городских стереотипах и уровне жизни.

«Люди не хотят заводить детей в городских условиях. Это касается всех крупных агломераций. У нас сейчас наблюдается три таких центра, куда набивается даже не сельское население, а в принципе граждане. Это Москва, Питер и Краснодарский край. Города — это центры снижения рождаемости. Чем больше город вбирает население, тем быстрее это население трансформируется и перенимает общую тенденцию, а как следствие —происходит снижение рождаемости», — объяснил кандидат исторических наук.

pxhere.com
Фото: pxhere.com

То есть народ детородного возраста из сельской местности бежит, и, естественно, рожать там особо некому. Но в городах приезжие, как правило, долго не имеют собственного жилья, а потом заселяются в квартиры эконом-класса — в «человейниках» без нормальной доступности детских садов, школ, поликлиник и дорог. Это высотные жилые кварталы, которые самостоятельными и пригодными для рождения детей кажутся лишь на первый взгляд. Взять хотя бы Мурино или Кудрово. Кстати, под Петербургом на днях скоро вырастет новый многоэтажный город-спутник – Тельман. Там, судя по всему, тоже за ресурсы придется сражаться. Правительство региона уже похвасталось проектом, он масштабен.

«Думаю, тенденция с застройкой такими кварталами будет продолжаться. Несмотря на то, что там недостаток основных социальных условий. Хотя в данном случае народ довольствуется этим. Это, конечно, явление негативное, в том числе и глобально, если говорить о депопуляции или обезлюдивании. Потому что люди покидают территории, въезжают в эти кварталы и фактически становятся частью городского ландшафта гиперурбанизированного», — делится мнением собеседник издания.

Равнение на Чечню?

На сегодняшний день в России всего в трех регионах нормальный коэффициент рождаемости. Чеченская Республика —2,66, Тува — 2,44, Республика Алтай — 2,03. Однако, по мнению Тимура Крамова, здесь стоит учитывать не только объективные экономические сюжеты, но и субъективные — культурные.

«Жители той же Чечни или Алтая, которые переезжают в крупные центры, создают не чисто сельские поселения, а пригороды, где институт семьи и брака довольно силен, в том числе благодаря определенным ограничениям в культуре, в религии. Это те культурные конструкции, которые, к примеру, в центральной России, мягко говоря, уже «эволюционировали». Если взять население с этих регионов и поместить в мегаполисы, я думаю, на третье поколение статистика будет показывать снижение рождаемости», — полагает Кармов.

В заключение историк обратил внимание на то, что сейчас показатель рождаемости в стране не дотягивает даже до банального воспроизводства. На этом фоне вскоре российским демографам придется считать, сколько нужно населения в России, чтобы эту территорию удерживать, контролировать и развивать. Даже сегодня ряд отраслей остро нуждается в рабочей силе. Раньше было принято пытаться закрывать ситуацию притоком мигрантов. Но жизнь уже показала, чем это все чревато.

Ранее «Точка» писала, что мигрантам в России назначили специального оператора.

Подготовила Ксения Романовская

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ