12 декабря – iatochka.news, 11:04. «Точка» продолжает «снежный цикл» из петербургских дворов, взглянув на проблему с еще одного ракурса. Но это не снег – это соль разъедающая шины и ботинки. Отравленные антигололедными смесями водоемы. «Точка» побеседовала со специалистом в области снегоуборки, чтобы выяснить, есть ли какие-то нюансы в обработке города реагентами. Или все просто: бери ближе, кидай дальше.
Фото: iatochka.news
Экскурс в историю
Уже известный читателям «Точки» специалист по снегоуборке Евгений заметил, что соль нельзя рассматривать отдельно, поскольку она – лишь один из компонентов противогололедных мероприятий.
«История со смесями достаточно древняя», — начинает свой рассказ мужчина.
Против обыкновения всех экскурсов нам не придется начинать анализ словами «еще в Древнем Египте», поскольку снега там не было. Однако использование песка действительно уходит корнями в незапамятные времена. Люди заметили, что для избежания падений нужно увеличивать сцепление поверхности дороги с обувью. Поэтому на Руси сыпали на обледеневшие пороги с дорожками песок, стружки и опилки.
А вот в XIX веке посыпка дорог уже стала отраслью дорожного хозяйства. К этому времени относится и начало массового использования соли. Об охране окружающей среды люди тогда сильно не переживали, но их беспокоило, что химическая посыпка разъедает копыта лошадей. Как видите, за полтора столетия проблема в полной мере решена не была. Россияне продолжают жаловаться на разъедающие обувь и шины реагенты.
«Существование проблемы еще не означает, что не было сделано выводов. Например, изменился химический состав смесей», — начал раскручивать нить рассуждения Евгений и даже зачем-то снял перчатку, чтобы загибать пальцы.
Во-первых, вместо обычной соли теперь часто используется ХККМ – модифицированный хлористый калий. Его выигрышной стороной является то, что, по сути, он является, в том числе, и удобрением. Соответственно после таяния снега газоны не страдают от засоления почвы.
Во-вторых, само понятие «обычной соли» довольно условно. Обычно используют именно смесь компонентов с добавлением песка или крошки – гранитной или мраморной. При этом каждая марка для одних целей подходит больше, а для других меньше. Например, крошка на проезжей части напоминает о себе щелчками летящих из-под колес мелких камушков, а вот на пешеходных дорожках она показывает себя очень хорошо.
По следам Александра Невского
Появляются и новые смеси. Тот же «Бионорд». Вопрос с данным реагентом слишком политизирован, так что сам препарат «Точка» оценивать не станет. Как минимум, потому что, наш эксперт сам лично с ним не работал.
«А вот реклама у них однозначно шикарная. Мои дети скачали ее на телефон и уже кучу раз просмотрели. Его стоило изобрести из-за одного этого видеоряда», — смеется наш собеседник.
Ирония мастера понятна. Санкт-Петербург закупает «Бионорд» в больших количествах, но о его безопасности говорят разное.
«Сертификаты на него имеются, так что формально претензий быть не может. Но есть силы, которые пытаются дискредитировать данное средство. И я не знаю, кому верить. С одной стороны, дыма без огня вроде бы не бывает. С другой, это может быть просто конкурентная борьба, где для соперников, чтобы не потерять рынок, хороши все средства. Пусть с этим разбираются исследователи и юристы», — видно, что нашему эксперту не нравится данная тема.
Наверное, он прав, когда появится статистика использования «Бионорда» в должных масштабах, тогда и можно будет делать выводы. С вредом или безвредностью мобильных телефонов до сих пор разобраться не могут.
Тем не менее остается логичный вопрос. Новые анти-гололедные средства — это, конечно, здорово, но почему бы просто не использовать песок? Он-то уж точно экологичнее и дешевле солевых вариантов.
«От его использования никто не отказывается. Ни от чистого песка, ни от употребления его в смесях. Во многих случаях это, действительно, оказывается самым бюджетным вариантом. Кстати, экономия иногда вызвана не только отсутствием денег. Допустим, у жильцов конфликт с ТСЖ по поводу завышенных трат. Соответственно после инцидента, для того, чтобы утихомирить жильцов, директор купит самый дешевый материал», — рассказывает нюансы выбора специалист по снегу.
Непонятно только: «управляйки» такие хитрые, обидчивые или им просто на нас плевать?
Так ли значим человеческий фактор
Выходит, человеческий фактор играем в борьбе с гололедом довольно существенную роль.
«А как же. Даже сама посыпка территории и то упирается в мнение конкретного дворника. Например, у нас есть специальные тележки, которые при передвижении автоматически разбрызгивают реагент во всех направлениях. Это удобно и быстро. Но есть одно «но». Вся эта химия, в том числе, попадает на брюки и обувь дворника. Человек работающий на ставке, скорее всего, снабжен спецодеждой, а вот тот, кто подрабатывает, трудится в своей одежде и жертвовать ей не намерен. Поэтому он просто отрежет у пластиковой бутылки донышко и будет ходить с тачкой и импровизированным дозатором. Это, конечно, дольше, но брюки будут целее», — объясняет собеседник «Точки».
Фото: iatochka.news
А разве бригадир, увидев дворника с этим пластмассовым безобразием, не сделает замечание? XXI век на дворе, а он сыплет соль самодельной лопаткой из взятой на помойке пивной бутылки.
«Я бы не стал называть это безобразием. Например, высокое крыльцо при помощи тележки все равно не посыплешь. Так что наличие самодельного дозатора не преступление. Выглядит это не презентабельно, но посыпать ступеньки такой «хреновиной» удобно. Особенно если руки и так трясутся», — шутливо заступается за товарищей мастер.
Наверное, наш собеседник прав. Людям важен конечный результат, а не производственные нюансы.
«Не надо думать, что человеческий фактор — это всегда плохо. Предположим, что на вашем старом крыльце при таянии снега образуются лужи. Если дворник живет в том же доме, что и вы, то он крыльцо вычистит под ноль. И только потом бросит столько реагента, чтобы при выходе из парадной его собственная обувь не пропитывалась соляным раствором. А если работает приезжий с другого района, то ему проще не жалеть соли. Крыльцо чистое, значит работа выполнена качественно, не придерешься», — объясняет Евгений.
Искусство солить
Получается, разбрасывать соль – это тоже, своего рода, искусство?
«Это, конечно, не ваяние из мрамора Афродиты, но нюансы тоже имеются. Многие думают, что чем больше реагента, тем лучше. Мешок соли любой сугроб растопит. Отчасти это так. Но нюанс в том, что сначала нужно снег убрать по максимуму, а затем, до новых осадков, накидать соли, чтобы образовалась как бы корка. А если кидать реагент прямо в только что выпавший слой, то получится «каша», которая как раз и будет лепиться на ботинки и разъедать обувь», — говорит собеседник «Точки».
Теперь мы знаем, на что обращать внимание при работе дворников. Однако то, о чем говорил Евгений, – это ситуация с очисткой двора и пешеходных зон, где регулярно убирают выпавшие осадки.
«Бывает другая задача. Например, снег давно не вывозили. Лопата и снегоуборщики слежавшийся пласт толком убрать не могут. В этом случае залежь обрабатывают реагентами как раз для образования «каши», которую можно сгрести», — излагает очередной нюанс наш проводник по заснеженному городу.
Берем на заметку, в такое место в хорошей обуви лезть нельзя, лучше обойти стороной. Очевидно, такая смесь густо пропитана «химией», и ее надо куда-то вывезти.
«Вообще любой снег, в том числе чистый, нужно вывозить по максимуму. Даже на газоне не должно находиться больше 80 сантиметров. Что касается многометровых куч, то это просто материал подготовленный для уборки трактором. Если его вовремя не вывезли, то это не вина дворника, а его беда. За время долгого ожидания все, что собрано, разбросают дети и развеет ветер. Двойная работа», — судя по грусти в глазах наш собеседник тоже был в такой ситуации.
Берем на заметку и требуем от ТСЖ своевременного вывоза. Дворник будет нам благодарен.
А что представляют собой пункты приема и переработки снега?
«Это такие производственные площадки с несложной механизацией, куда приезжают самосвалы. Дробилки мельчат глыбы, отсеивают мусор. Потом, когда снег расплавят, то осевший осадок из песка и соли убирают, а воду сливают в канализацию», — Евгений работы подобных заводов одобряет. Говорит, это лучше, чем, как раньше, сбрасывать все в Неву.
Фото: пресс-служба правительства Ленинградской области
Сейчас в Санкт-Петербурге 18 снегоприемных и снегоплавильных пунктов во всех частях города. Но их количество будет увеличиваться.
«То, что сеть заводов расширяют, это правильно, так как сокращается плечо перевозок. Соответственно, при том же количестве машин снег будет вывезен быстрее», — убежден Евгений.
Интересно то, что при растапливании снега используется тепло сточных вод. Снег плавится, сточные воды охлаждаются, значит в итоге вода в Финский залив попадает с более приближенной к норме температурой.
Не поможет заграница
Много говорят про иностранный опыт и необходимость его перенять. Может надо было просто посмотреть, как живут соседи и тогда никакой «Бионорд» не пришлось бы изобретать?
«Учиться у других, конечно, полезно. Но не все, что работает где-то в других регионах пригодно у нас. Скажем, можно использовать угольную крошку. Это и аналог песка для увеличения сцепления, и материал меняющий альбедо. Темная поверхность быстро тает на солнышке, а белоснежная отражает лучи даже весной. Но уголь выгоден там, где его добывают. А в туристическом центре просто неуместен», — с этим утверждением спикера трудно не согласиться.
А как насчет гранита и мрамора? У нас нет угля, зато Карелия под боком.
«У этого способа действительно есть плюсы, но крошку надо собирать для повторного использования. К тому же маленький скандинавский городок с отсевом на тротуарах выглядит может и мило, но представьте Невский проспект припорошенный гранитными наносами», — остужает наш оптимизм Евгений.
Зато крошку удобно использовать при сильных морозах, когда соль теряет эффективность.
«Действительно, в морозы можно наносить поверх утрамбованного снега смесь горячей воды с отсевом. Получается такая шероховатая текстура, как мыло со скрабом. Но это опять технология не для нашего климата с колебаниями температуры около нуля. Город не будет покупать технику такого типа, чтобы воспользоваться ей раз в году», — разводит руками наш собеседник.
Похоже нам не уйти от использования химических реагентов. Однако грамотное сочетание всех известных способов может сохранить вашу обувь на лишний сезон. Вопрос только в том, есть ли коммунальщикам дело до ваших ботинок. И еще надо подружиться с дворников, чтобы он хорошо чистил снег и не сыпал лишней соли.
Ранее «Точка» писала о том, что Сосновый Бор затопило рассолом.
Подготовил Илья Земцов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.