Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что Россия скоро полностью избавится от нелегальных мигрантов. При этом работодателям по-прежнему нужна дешевая рабочая сила, а идти на освободившиеся места россияне не рвутся из-за низких зарплат.
Вице-премьер Марат Хуснуллин после заседания таджикско-российской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству заявил, что после серьезных изменений в законодательстве Россия, дескать, полностью избавится от нелегальных мигрантов. Законов против них ждали давно, но избавят ли они от другой проблемы? Так, работодатели рассчитывают на использование дешевой рабочей силы, тогда как сами приезжие хотят получать больше, а россияне по той же причине низких зарплат не особо рвутся занимать освободившиеся места иностранцев. Подробнее — в материале «Точки».
Абсурдная статистика в деле
Наглядным примером стала ситуация в Ленобласти. С одной стороны, местные специалисты в погоне за более выгодными условиями предпочитают работать в Петербурге, с другой — приезжающие в 47-й регион трудовые мигранты, которые не очень-то спешат, что называется, «вставать к станку».
Что касается первой проблемы, ее подробно описала председатель комитета по труду и занятости населения Алла Астратова. По ее словам, сегодня в области на 63 тысячи заявок от работодателей приходится всего 1800 потенциальных соискателей из числа безработных. При этом острый дефицит в найме испытывают такие отрасли, как промышленность, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение и пассажирские перевозки.
В случае с приезжими из среднеазиатских республик, дела обстоят следующим образом. Конкуренция за рабочие места по сравнению с прошлогодними показателями осталась на том же уровне (2-3 человека), тогда как за первые полгода 2024-го в регион въехало на 27% больше мигрантов, чем за тот же период 2023 года.
«Они рассчитывают на ежемесячный доход в районе 1 тыс. долларов, чтобы стабильно помогать своим семьям на родине вне зависимости от курсовых колебаний. В текущих условиях предложения работодателей, обеспечивающие основную цель трудового мигранта — заработать деньги и отправить домой — значительно сократилось», — рассказал изданию РБК Петербург эксперт по миграционной повестке и найму персонала, исполнительный директор приложения «Мигрант Сервис» Андрей Кладов.
Вот и выходит довольно интересная, если не сказать абсурдная, ситуация — потенциальных трудовых резервов все больше, а работать по-прежнему некому.
Впрочем, в самом Петербурге тоже отмечают дефицит рабочих рук. Как рассказала начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Людмила Колдунова в эфире телеканала «Санкт-Петербург», городу нужны люди в промышленном производстве, здравоохранении и туризме. Открыто почти 45 тыс. вакансий, из них 63% – по рабочим профессиям.
Платить или не платить — вот в чем вопрос
При дороговизне российских городов люди не хотят идти на тяжелую работу с зарплатой ниже реального прожиточного минимума. Поэтому необходимо менять систему оплаты труда коренного населения, заявил в беседе с корреспондентом «Точки» глава Координационного Совета движения «Русский союз» Алексей Кочетков.
Также эта проблема вполне разрешима путем повышения автоматизации производства, повышения производительности, привлечения более квалифицированного местного населения, но на других условиях.
«Нужно оптимизировать все отрасли народного хозяйства. Мы живем в XXI веке, и дешевая рабочая сила — это самое плохое, что можно привести в качестве аргумента, зачем нам нужно приглашать как можно больше мигрантов. Возьмем сферу ЖКХ. Можно нанять 20-30 таджиков с лопатами для уборки снега, которые будут имитировать бурную деятельность, и платить им условные 15-20 тыс. рублей. А можно взять двух-трех квалифицированных работников на спецтехнике. Но им тогда и платить придется больше», — объяснил спикер.
Загвоздка в том, отмечает Кочетков, что русские граждане не хотят заниматься тяжелой низкоквалифицированной работой за 50 000 рублей в месяц. Вот и приходится привозить непонятно кого, лишь бы они выполняли поставленные задачи.
Выход есть, но он не прост
По мнению руководителя Совета «Русский союз», местные жители будут более активно заменять мигрантов на их поприще при ряде условий. Если компании станут заниматься вложениями в автоматизацию производства, повышать уровень заработной платы и квалификации самих рабочих.
Однако в таком случае речь уже будет идти о потере предприятиями сверхприбылей. Проще говоря, компании-нанимателю нечего будет «распилить», поскольку огромное количество средств пойдет на оплату недешевых профессионалов. В качестве примера, рассмотрим Yandex.
«Эта компания получает сверхприбыли, но при этом держит очень низкую планку оплаты труда. Им выгоднее нанимать людей с каким-то непонятным правовым статусом за деньги, не соответствующие проделанной работе. Допустим, работа таксиста в Москве и, скажем, в Берлине по количеству энергозатрат приблизительно одинакова. Но зарплата нашего таксиста и берлинского совершенно не сопоставима», — подчеркнул Кочетков.
И, спрашивается, с какой стати немецкая фирма платит деньги своим сотрудникам соответственно проделанной работе, тогда как московская считает, что можно отделаться 40-50 тысячами рублей? К сожалению, такая же беда со строительными компаниями и не только.
Таким образом, недооцененный труд в нашей стране влечет за собой множество других проблем. Одной из них, как раз и является возникшая в той же Ленобласти катастрофическая нехватка рабочей силы. И, кажется, выход из этого кадрового цейтнота местные власти при всех их попытках найдут еще не скоро.
Впрочем, в Смольном тем временем нашли иное решение, возможно, не самое лучшее. Как уже ранее писала «Точка», правительство Северной столицы планирует выделить 100 млн рублей на замену недостающих работников роботизированной техникой.
Подготовил Ренат Таневский
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ