Немцы наращивают вооружения и планируют разместить у себя американские ракеты, которые могут стать ядерными носителями. ФСБ России тем временем обнародовала документы о планах гитлеровской Германии сбрасывать атомные бомбы на Советский Союз. И хотя про немецкую ядерную программу известно много, в этой истории хватает белых пятен. О том, насколько близко мог подойти Третий рейх к созданию ядерных бомб и носителей для них, почему в отсутствии внятного ответа на этот вопрос виноваты США, и откуда растут корни современного немецкого милитаризма, читайте в новом материале цикла «ТОЧКА в истории».
Кто чем силен
Правительство Германии намерено усилить присутствие государства в оборонной промышленности страны. Фактически это означает строительство новых заводов по производству военной техники и наращивание этой самой техники под предлогом «первостепенного общественного интереса» и «вопросов национальной безопасности».
Видимо, исходя из тех же положений, ранее правительство ФРГ безоговорочно согласилось на размещение в 2026 году на своей территории американских ракет средней и меньшей дальности, которые способны нести на себе ядерные заряды.
В этом контексте, весьма своевременно Центр общественных связей ФСБ России опубликовал два документа из времен Второй Мировой войны. Один из них – это Специальное сообщение генерал-майора Сиднева заместителю наркома внутренних дел СССР генерал-полковнику И. Серову от 14 сентября 1944 года по поводу планов Германии нанести в июне 1945 года ядерный удар по России. Записка эта базируется на протоколе допроса группенфюрера СА Вернера Вехтера, который также приведен на сайте ФСБ.

Вехтер в Третьем Рейхе занимал очень интересные должности. Он был одновременно начальником генерального реферата вооружения и строительства и начальником штаба Главного управления пропаганды НСДАП. То есть вполне мог иметь доступ к соответствующей информации.
Немцы на ядерной передовой
О том, на основании чего сам Вехетр был уверен, что Германия ударит по СССР атомными бомбами, он рассказывает во всех подробностях. Первую информацию такого рода он получил еще в 1943 году, в частной беседе с неким инженером-связистом из штаба пропаганды НСДАП по фамилии Доминик:
«О том, что Германское министерство вооружений проводит подготовку к применению атомной бомбы, я впервые узнал от инженера Доминик. Доминик (имени его не помню), работал в министерстве пропаганды инженером связи… поддерживал контакт с инженерами-специалистами, работавшими в области секретного вооружения и, в частности, атомной бомбы…
Доминик сообщил, что германским ученым удалось добиться расщепления атомного ядра, и инженеры-специалисты занимаются разработкой методов и способов практического применения атомной энергии как средства ведения войны».
Вообще-то Германия занялась ядерным проектом еще с 1939 года. А пресловутое расщепление атомного ядра урана впервые в мире осуществили немецкие физики Отто Ган и Фриц Штрассман еще в 1938 году, о чем сделали научную публикацию, а потом еще и получили Нобелевскую премию.
Поэтому либо Доминик чего-то не понял, либо сам Вехтер что-то путает. Либо он мог просто не знать об этом событии (хотя в последнее верится как-то с трудом).
Интересна здесь и дата, когда были получены эти сведения. Дело в том, что 1943 год именно для ядерной программы Третьего Рейха выдался очень непростым, если не сказать, «похоронным».

Эксперты в истории ядерной физики сходятся в том, что немцы не успели собрать исправно функционирующий прототип ядерного реактора и ядерной бомбы потому, что изначально стали работать не с графитовыми стержнями, а с «тяжелой водой». Единственный завод по её производству, который имелся в распоряжении Третьего рейха был в Норвегии. Но именно в 1943 году британцам удалось осуществить диверсионную операцию «Тяжелая вода», в ходе которой это производство было уничтожено до основания.
Определенные запасы «тяжелой воды» у Германии все же остались, что позволило им вести ядерную программу вплоть до марта-апреля 1945 года. Но именно в 1943-ем, после диверсии, ядерный проект передали из подчинения управления по вооружениям в имперский научный совет. То есть программа перешла из серии скорейшей практической реализации — в сферу более теоретических и куда менее приоритетных направлений «сумеречного немецкого гения». По крайней мере, так считалось до публикации нынешних документов.
«Дедушка» гиперзвуковых бомбардировщиков
Второй раз сведения о ядерных бомбардировках СССР Вехтер получил уже в 1945 году. При том, даже с указанием региона возможного удара – это были стратегические советские предприятия в районе Урала и Сибири.
Группенфюрер на допросе рассказывал об этом так:
«Мне было известно, что министерство вооружений проводило практическую работу по подготовке к применению атомной бомбы. Об этом я узнал от своего знакомого редактора секретного правительственного бюллетеня Гертеля Ганса. Как рассказал мне Гертель, — в феврале 1945 года… он выезжал в командировку в город Целле и встречался там со своим знакомым – начальником военно-воздушной школы специального назначения, Германом Хайго, который в частной беседе рассказал ему, что школа имеет на вооружении самолеты новейшей конструкции. Эти самолеты обладают большим радиусом действия и будут вооружены атомной бомбой».
Тут, конечно, очень интересно, что это за самолеты с таким существенным радиусом действия. Подобный авиационный, а строго говоря, авиакосмический проект у гитлеровской Германии был. Речь идет про частично-орбитальный бомбардировщик «Зильберфогель» (серебряная птица). Проект этот за авторством Ойгена Зенгера также стартовал еще в конце тридцатых, но в 1941-ом был временно свернут. Поскольку руководство рейха посчитало, что до его завершения слишком долго, а Германии нужно много передового и самого мощного оружия здесь и сейчас.

Работа над «серебряной птицей», впрочем, возобновилась в 1944 году и рассматривался этот аппарат уже как «оружие возмездия». По задумке конструкторов он должен был нести на борту до 30 тонн бомбовой нагрузки. То есть чисто теоретически компактные ядерные заряды на Зильберфогеле разместились бы вполне себе легко и с запасом. Для сравнения, вес атомной бомбы «Малыш», которую американцы сбросили на Хиросиму был всего 4,4 тонны. И самое интересное в контексте нашей истории, что одним из рабочих названий «Зильберфогеля» к концу войны было Ural-Bomber. И, по сути, это был «дедушка» нынешних гиперзвуковых самолетов.
Правда, официально утверждается, что проект Зенгера был нежизнеспособен и не продвинулся дальше эскизных чертежей. Но тут возникает логичный вопрос: о каких же летательных аппаратах с такой уверенностью рассказывал Ганс Гертель?
Откуда конспирология?
Сейчас историки сходятся в том, что немецкая ядерная программа была не самой приоритетной в рейхе. Слишком мало было затрачено на неё людей, денег и иных материальных средств. С другой стороны, первая ядерная авария, а именно, взрыв «урановой машины», как немцы называли ядерный реактор, Георга Роберта Дёпеля случилась еще в 1942 году. Так что немцы уже тогда на практике осознали, что нечто ядерное очень хорошо взрывается. В 1945 году для работы на реакторе Вальтера Герлаха просто закончилась «тяжелая вода», хотя первичный пуск прошел успешно.
К тому же в Германии было сразу несколько параллельных ядерных проектов. Помимо строительства «урановой машины» созданием непосредственно атомных бомб занимались Дибнер (бомба на основе урановых кубиков) и Тринкс (водородная бомба).
Сейчас считается, что все эти проекты в итоге зашли в тупик. Но нюанс в том, что конкретики мы не знаем: большинство технической документации по всем этим изысканиям было захвачено американцами. А США совершенно не были заинтересованы в том, чтобы делиться этими сведениями с широкой общественностью. Поэтому во всех подробностях разобраться, до какой стадии в своих изысканиях все же дошли немецкие ученые, не представляется возможным.

Поэтому и сейчас в этой теме есть огромное пространство для домыслов и откровенной конспирологии, вплоть до того, что немцы планировали создание «дисколетов», производство которых захватили советские войска и все «летающие тарелки», которые с тех пор наблюдали уфологи во всем мире родом откуда-то из «секретных заводов Сибири». Но, понятно, что все это истории из того же разряда, что и секретная база нацистов то ли в Антарктиде, то ли на обратной стороне Луны.
Что в итоге?
Были близки немцы к созданию атомной бомбы и носителя для неё или нет, в любом случае, планы тотального уничтожения населения СССР, а вернее, уменьшения его до «необходимого минимума» — это не секрет. И если бы все же нацисты успели создать атомную бомбу, то никаких сомнений в том, что они бы её применили нет в принципе.
Собственно, немецкая пропаганда в последние годы войны во многом базировалась на том, чтобы «немцы держались до последнего», поскольку рейх практически изобрел и вот-вот использует некое «чудо-оружие», которое разом уничтожит всех врагов Германии. Но, к счастью, история не знает уловных наклонений, и развитие ядерных проектов пошло совсем по другому пути.
Ранее «Точка» сообщала о том, что Германия разработала секретный оперативный план будущего противостояния с Россией.
Запад фальсифицировал историю много десятилетий. Теперь мы пожинаем плоды. Цветные революции, русофобия, коричневая чума на Украине. И вот мир вновь стоит на пороге Третьей мировой. Цикл материалов публициста, кандидата исторических наук Александра Чаусова в рамках проекта «ТОЧКА в истории» расставит правильные акценты и освежит память.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ