Приплыли: русское кораблестроение погружается в кадровый голод

Русскому судостроению критически не хватает корабелов – власти бьют тревогу, а исправить ситуацию не помогает даже увеличение бюджетных мест в вузах. Почему абитуриентов в профильных вузах все меньше и как предлагается решить эту проблему – разбиралась «Точка».

Счет идет на тысячи

Корабелов в России катастрофически не хватает – о дефиците кадров в судостроительной промышленности сообщил помощник президента России, глава Морской коллегии Николай Патрушев. По его словам, пишет портал 78, даже выделение бюджетных мест в профильных вузах не исправит ситуацию.

Патрушев в ходе совещания в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете заявил, что получаемые нынче знания и навыки слегка не соответствуют требуемому уровню. По его мнению, вузы сегодня должны быть не только научными центрами, но также принимать участие в разработке реальных промышленных продуктов.

О дефиците кадров сказал и полномочный представитель президента России в СЗФО Александр Гуцан: не хватает работников аж на 23 предприятиях. За последние два года потребность в рабочих руках выросла до 2,1 тыс. человек. Гуцан считает, что кадры в этой сфере могут появиться после того, как в школах появятся инженерные классы.

Сейчас, по данным Смольного, в семи петербургских школах открыто 14 таких классов по профилю «Судостроение». Город вложил в их оснащение 160 млн рублей.

Противостоять американцам некем?

Николай Патрушев, как известно, сам окончил «Корабелку» (ныне – СПбГМТУ, тогда – Ленинградский кораблестроительный институт) в 1974 году. Теперь он во главе новой Морской коллегии, которая создана для укрепления обороны страны и безопасности государства в Мировом океане, развития ВМФ.

В ходе первого заседания коллегии Патрушев заявил, что сейчас особое внимание должно быть привлечено к Арктике. Кроме того, необходимо срочно развивать инфраструктуру Северного морского пути (СМП). Напомним, как ранее писала «Точка», Вашингтон планирует забрать себе нейтральные воды в Беринговом море, Тихом и Атлантическом океане, а также разместить военные базы в Арктике. Россия и Китай высказались категорически против этих планов.

Поэтому и такая озабоченность ситуацией с нехваткой кадров в кораблестроении. А особенно это касается Петербурга – столицы Военно-морского флота, и Ленинградской области, конечно.

О дефиците кадров тут говорят давно. Например, еще три года назад сообщалось о нехватке тысяч работников, писала «Мойка 78», а заманивали их корабелы небывало высокими зарплатами. Адмиралтейские верфи, к слову, тогда предлагали месячный доход до 120 тысяч при том, что это вдове выше среднего уровня зарплат. До пандемии чаще везли рабочих из «незалежной», потом же ставку сделали на своих специалистов.

Фото: vk.com / Объединенная судостроительная корпорация

Стоит отметить, что завлекать-то зарплатами завлекали, но потом могли их, к примеру, серьезно урезать. Так, в ноябре прошлого года рабочие Выборгского судостроительного завода вообще вышли на стачку по этой причине, сообщала «Точка». «Бунт на корабле» был настолько громким, что привлек внимание региональной прокуратуры. Но, кажется, тогда удалось все замять. По крайней мере больше массовых протестов на ВСЗ не было.

Ищут с фонарями

На Северо-Западе с начала года в сфере судостроения и ремонта искали более 5 тыс. сотрудников. Как сообщили «Точке» в сервисе по поиску работы hh.ru, это на четверть (+26%) больше прошлогодних показателей.

«Абсолютным лидером и в целом по РФ, и в СЗФО по «аппетитам» работодателей традиционно остается Петербург: здесь частные и государственные компании из судовой сферы разместили почти 4 тыс. вакансий. Что на 31% больше, чем в 2023 году. В целом в Петербурге в сфере судостроения размещается каждая четвертая вакансия по стране», – говорят эксперты.

Второе место, конечно же, за Ленобластью – более полутысячи вакансий. Спрос на кадры у судостроителей по сравнению с 2023 годом вырос на 6%.

Самые востребованные профессии – токари (10% или каждое десятое рабочее место). Потом идут слесари, инженеры-конструкторы, сварщики и разнорабочие.

Интересно, что петербуржцы, несмотря на жесткую нехватку кадров, оказались самыми заинтересованными среди других россиян, которые строят карьеру на флоте или в судостроении. Каждое второе резюме в 2024 году размещали именно жители Северной столицы. В топ-3 по этому показателю вошли Ленобласть (6-е место по активности соискателей) и Архангельская область (7-е место).

Справедливости ради надо сказать, что платить корабелам стали больше. В СЗФО в среднем зарплаты достигли почти 92 тыс. рублей в месяц, что выше на 11,4 тыс., чем в 2023 году. Но вот Петербург тут явно не в лидерах – лишь пятое место (102,7 тыс. рублей). В Архангельске, например, платят аж 186 тыс. рублей в месяц, а в столице Ленобласти Гатчине – 110 тыс.

По сравнению с прошлым годом сложность поиска сотрудников для нужд судостроения увеличилась аж на 24%. Специалистов отраслевикам стало искать на 9% сложнее (о кадровых проблемах сообщили сразу 60% опрошенных компаний).

«Чтобы справиться с кадровым дефицитом работодатели из судостроения применяют сразу целый арсенал решений. Так, 76% повышают зарплаты причем как текущим, так и новым специалистам. Еще 65% заявили, что работают с вузами и ссузами, занимаясь профориентационной работой. Еще 53% прокачивают бренд работодателя, донося, чем хороша их компания и почему быть рабочим в судостроении престижно», – отметили в hh.ru.

Корабелы предлагают, но причина глубже

Что же нужно сделать, чтобы исправить кадровую ситуацию в судостроении? Ведь в ближайшей перспективе потребность в работниках оценивается на уровне 9-10 тыс. человек в год. По оценкам Минпромторга, пишет «Российская газета», до 2034 года нужно подготовить более 80 тыс. специалистов.

Почти половина опрошенных hh.ru работодателей ратуют за увеличение бюджетных мест в профильных вузах. Но, как говорилось выше, кардинально это сложившуюся ситуацию не изменит. К примеру, в этом году было выделено более 195 тыс. бюджетных мест, но количество потенциальных абитуриентов оказалось гораздо ниже. И вот почему.

Технические вузы сталкиваются с тем, что маловато выпускников школ, которые сдают ЕГЭ по физике. Количество таких молодых людей со 150 тыс. человек в 2019 году уменьшилось до 91 тыс. в 2024-м, говорится в статистике Федерального института педагогических измерений. Минобрнауки России было вынуждено разрешить вузам фактически заменять при приеме абитуриентов физику на информатику и другие предметы, а это, как считает Патрушев, в будущем может плохо сказаться на качестве подготовки спецов. К тому же потом это осложнит обеспечение реального технологического суверенитета.

Значит, что – нужно как-то привлекать молодежь. Как раз чуть более 40% работодателей говорят об этом: необходимо срочно менять государственную политику по части популяризации инженерных и рабочих специальностей. Еще столько же выступили за создание госпрограммы по переквалификации, направленной на усиление отрасли.

А пока военные корабли пусть со скрипом, но все же передают ВМФ. Как ранее писала «Точка», на воду в Петербурге спустили новый тральщик «Афанасий Иванников».

 

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ