Глава МИД Венгрии посетил Киргизию и договорился об экономическом сотрудничестве. Однако это сотрудничество – не только с Бишкеком, но, фактически и с Москвой.
Венгрия расширяет экономическое сотрудничество с Киргизией, и у Будапешта есть все шансы на успех, поскольку он сохраняет конструктивные отношения с Москвой. Которая, в свою очередь является одним из основных и стратегических партнеров Бишкека. О том, как работает эта «тройственная экономическая дипломатия» и при чем здесь Южный мультимодальный транспортный коридор – в материале «Точки».
Экономическая дипломатия
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто 10 сентября посетил с официальным визитом Киргизию, где встретился с главой МИД республики Жээнбеком Кулубаевым.
Нужно отметить, что до этого, страны Центральной Азии, в том числе Киргизию, посещал канцлер Германии, Олаф Шольц. Правда, есть мнение, что у Сийярто визит получится несколько результативнее. Поскольку Киргизия экономически, да и политически максимально плотно завязана именно на Россию. И Будапешт, в отличие от Берлина, продолжает поддерживать с Москвой адекватные партнерские отношения.
Официально встреча министров была посвящена выходу венгерских компаний на киргизский рынок.
По словам Сийярто,
«Сейчас на рынок Кыргызстана выходят венгерские компании в сфере сельского хозяйства, медицинской и пищевой промышленности».
При этом еще в прошлом году чиновник подчеркивал, что роль Средней Азии в связи с антироссийскими санкциями в мировой экономике стабильно растет. И если бы это были слова от представителя какого-либо недружественного западного государства, то их можно было бы расценить, как попытку обхода экономической роли России через бывшие советские республики в Азии.
Но в контексте Венгрии, а также отношений Москвы и Бишкека смысл, кажется, несколько иной: Венгрия видит, что Киргизия – партнер России, и хочет этим воспользоваться, в том числе и в рамках цепочек параллельного импорта и обхода санкций.
Большая логистика
Да, прямо это, естественно, не озвучивается. Но, стоит понимать, что Будапешт сейчас очень обижен и на Брюссель, и на Вашингтон. Те заставили Киев перекрыть Венгрии российские газ и нефть, которые шли транзитом через Украину.
В случае с Киргизией история тоже про транзит. Только не про нефтегазовый, а в самом широком смысле торговый. Дело в том, что Киргизия постепенно, но неотвратимо становится одним из главных транспортных хабов в Центральной Азии. С одной стороны, на эту страну в своих логистических цепочках ориентируется Китай. А с другой, у Москвы с Бишкеком достигнута договоренность о том, что через Республику пройдет Южный мультимодальный транспортный коридор.
К слову, он должен был пройти через Казахстан. Но в последние годы этот российский стратегический партнер решил сыграть в «многовекторную политику», частично присоединившись к западным санкциям. Самое показательное, что эти ограничения затронули и транспорт. На границе Казахстана и России с одной стороны, и Казахстана и Киргизии – с другой, стоят пробки из грузовых фур. Официально – по причине перехода работы грузовых КПП на новые цифровые системы. Но по факту переход уж что-то сильно затянулся.
С Киргизией, справедливости ради, у нас тоже не все ровно. Бишкек вынужден был ограничить финансовые транзакции с российскими банками. Но сделано это было потому, что фактически весь банковский софт этой страны является продукцией эстонской цифровой компании «Элкарт». Которая и «выкатила» Бишкеку ультиматум: либо отказ от транзакций с Россией, либо отключение программного обеспечения.
В Киргизии по этому поводу сейчас разрабатывается свой национальный софт. И, что интересно, несмотря даже на эти ограничения, финансовые потоки между двумя государствами циркулируют. И во вполне солидном объеме.
«Пошаговая дипломатия»
По последним данным, за первое полугодие 2024 года Россия инвестировала в экономику республики 106,3 миллиона долларов или 23% от всех иностранных инвестиций. Китай, к слову, вложил немногим больше – 110,9 миллиона долларов или 24%. А на третьем месте, внезапно, Турция, которая за последние полгода увеличила финансовые вливания в Киргизию на 87,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. И это тоже, в целом, понятно: Анкара очень хочет включиться в глобальную евразийскую логистическую систему, частью которой и является Южный коридор.
Возвращаясь к Венгрии, нужно сказать, что даже дата визита Сийярто была выбрана не случайно. Дело в том, что 20 сентября в Киргизии отмечается День предпринимателя, а 10 сентября Бишкек посетила делегация Торгово-Промышленной палаты России.
В общем, получается этакая «пошаговая экономическая дипломатия». Дабы совсем уж не раздражать «западных партнеров», на площадке Бишкека сначала договариваются российские и киргизские представители крупного бизнеса, потом уже киргизы договариваются с венграми, а затем подводят итоги.
При этом, Венгрии пока есть, к чему стремиться. По словам Сийярто, в 2024 году товарооборот двух стран удвоился и «побил все рекорды». В 2023 году он составлял 14,7 миллиона долларов. То есть по итогам 2024 года вырастет примерно до 30-31 миллиона. Для сравнения, торговый оборот с Россией в 2023 году составлял 3 миллиарда в долларовом эквиваленте и продолжает стабильно расти.
Однако у Венгрии есть максимальные перспективы для роста товарооборота с Киргизией. Как и было сказано выше, Будапешт и Москва выстраивают, несмотря на западные санкции, адекватные и прагматичные отношения. И Россия, думается, не будет возражать против расширения венгерского присутствия в Киргизии в целом. Тем более, что та же «медицинская промышленность», о которой говорит венгерский премьер – это сфера высоких технологий. С этим видом западной продукции у нашей страны в силу тех же санкций наблюдаются определенные трудности. И Киргизия таким образом может стать очень нетривиальной площадкой для «параллельного импорта» межу Западом, Востоком и Россией.
Что в итоге?
В геополитическом и макроэкономическом смысле в этой истории с европейскими визитами в Азию наблюдается очень интересный процесс. Запад заблокировал себя для России санкциями. Да, цели у санкций были прямо противоположными, изолировать Россию от мировой экономики. Но получилось так, что Европа тотально отсекла себя от России и продолжает отсекать от экономики «глобального большинства». Поэтому европейцы пытаются выстроить альтернативные экономические и торговые схемы. Но куда бы они ни пытались зайти: в Африку, в Южную Америку или, как в данном случае, в Центральную Азию, они все равно вынуждены сталкиваться с российским влиянием и присутствием. И венгры, кстати, в этой истории чувствуют себя наиболее благоприятно ровно потому, что с нашей страной отношений не разорвали и разрывать категорически не собираются.
Ранее «Точка» сообщала о попытках Украины отключить Венгрию от российских углеводородов.
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ