Власти Казахстана, несмотря на ряд приглашений, отказались от вступления в БРИКС в обозримом будущем.
Центральноазиатский союзник России — Казахстан — в преддверии саммита БРИКС принял решение отказаться от вступления в объединение. Причем, как отметили власти страны, изменение данного решения в ближайшем будущем не предвидится. Эксперты полагают, что решение Астаны принято не без участия европейских политиков, которые хотят вовлечь ее в круг своего влияния. Подробнее — в материале «Точки».
Президент Казахстана Касым-Жомарту Токаев принял решение повременить со вступлением в межгосударственное объединение БРИКС. Свою позицию глава государства объяснил тем, что отдает предпочтение ООН «как универсальной и безальтернативной организации, в которой можно и нужно обсуждать все актуальные международные проблемы», передает заявление пресс-службы казахстанского лидера РБК. Также в представительстве президента отметили «многоступенчатый процесс рассмотрения вопроса о членстве, а также других моментах, связанных с перспективами развития данного объединения».
Будет ли изменено данное решение говорить не приходится. Ведь казахстанские власти четко дали понять, что в ближайшем будущем этого не произойдет.
В Москве к данному решению отнеслись более, чем спокойно и «с уважением».
«Казахстан наш друг, наш стратегический партнер, наш союзник. Мы дорожим нашими отношениями. Поэтому, конечно, Казахстан сам принимает решения о формате своего участия в тех или иных организациях», — сказал представитель Кремля Дмитрий Песков.
И в то же время добавил, что БРИКС не представляет собой структуру, которая противоречит природе ООН, являющейся наиболее предпочтительной для Казахстана.
В российском экспертном сообществе к подобному развитию событий отнеслись скептически и не исключили влияние на казахстанские власти евро-западных политиков.
«Могу предположить, что, когда в Казахстане с визитом был Шольц (канцлер ФРГ Олаф Шольц — Прим. ред.), а до того Боррель (верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель — Прим. ред.), они сделали Казахстану интересное предложение, от которого Токаев не смог отказаться. Я думаю, что это плод работы Евросоюза и высокопоставленных европейских деятелей, которые недавно в Казахстане побывали», — поделился мнением в беседе с «Точкой» политолог, доцент Государственного Гуманитарного Университета Вадим Трухачев.
И ведь правда, 16 сентября немецкий лидер дебютировал в Центральной Азии. Как писал «Коммерсантъ», он нанес первый для себя официальный визит в Узбекистан и Казахстан. По данным издания, главной темой визита Шольца в Астану стало экономическое сотрудничество. Так, с 2005 года прямые инвестиции из ФРГ составили около 6,7 млрд долларов. А, как говорил сам Токаев, в период пребывания канцлера в стране были заключены договоренности о 66 совместных инвестпроектах общей стоимостью 55 млрд долларов.
«Мы с нетерпением ожидаем, что немецкие предприятия расширят свое присутствие в нашей стране, локализовав производство под нашим общим брендом “Сделано в Казахстане с немецким качеством”», — говорил тогда президент Казахстана.
Звучит, конечно, все красиво и цифры внушительные. Однако в глубине своей, как допустил Вадим Трухачев, по сути, Казахстан «стараются втянуть в восточное партнерство, где активную роль играют Украина, Грузия и Молдавия и менее активно — Армения, Азербайджан». Но есть, по мнению политолога, и еще кое-что, что отворачивает Казахстан от БРИКС.
«Стараются включить в орбиту западной политики. В Казахстане боятся усиления китайского влияния. А Китай в БРИКС — все-таки страна номер один. Казахстан лавирует в вопросах санкций в отношении России. Они к санкциям не присоединяются, но отдельные меры воздействия все-таки применяют под давлением Запада. Поэтому они решили, чтобы лишний раз не гневить Запад и главное, в большей степени Евросоюз, который сейчас их осваивает, нежели США, которые чуть-чуть подальше стоят, вот, лишний раз не надо гневить», — резюмировал эксперт.
О том, что казахские власти пытаются балансировать между антироссийскими санкциями и союзническими, даже братскими отношениями с нашей страной, «Точка» писала и ранее. И, по сути, эта политическая акробатика больше похожа на предательство. То президент Казахстана Токаев восхваляет русский язык и называет его вторым официальным в своей стране, то разводит руками и в угоду Западу ставит палки в колеса развитию экономически отношений двух союзных государств.
Подготовила Ксения Романовская
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ