Эксперт Икбаль Дюрре считает снятия ограничений на применение ЗРК С-400 Турцией обычной формальностью. В это время Анкара собирается решать вопрос с Сирией.
Министр обороны Яшар Гюлер сообщил журналистам, что в ходе его последних встреч с представителями США Белый дом снял все возражения по использованию Турцией зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400, приобретенных у России. Вместе с тем Вашингтон готов предоставить Анкаре боевые самолеты F-35, которых планировалось закупить 40 единиц.
«После того, как мы стали разрабатывать свой истребитель KAAN, мнение американских чиновников по F-35 изменилось. Теперь они говорят, что могут их поставить», — приводят западные СМИ слова главы турецкого военного ведомства.
С чем связано столь резкое изменение взглядов американцев в отношении использования Турцией русского оружия, выясняла «Точка». Своим мнением с редакцией поделился политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ Икбаль Дюрре.
«Сейчас Турция ожидает серьезных изменений в Сирийском регионе. При президентстве Дональда Трампа туркам придется как-то договариваться с американцами по поводу Сирии. Сирийский вопрос ключевой, для Турции там важно положение курдов. О чем конкретно они будут договариваться с американцами, мы пока не знаем. Но, мне кажется, речь пойдет об улучшении отношений», — отметил спикер.
Что касается отношений с Россией, по мнению Дюрре, Турция в ответ на разрешение Белого дома может пообещать больше не закупать русское стратегическое вооружение. Плюс, начнет более строго соблюдать санкции против Москвы:
«Это очень серьезная уступка со стороны США, позволить использовать С-400. Но еще большая уступка — продавать F-35. Потому, что, как мы знаем, несмотря на то, что Турция была компаньоном проекта по разработке самолетов и влила в него около полутора миллиардов долларов, ее из проекта исключили. А эти деньги до сих пор так и болтаются там».
Однако, по мнению политолога, Вашингтон не пошел бы на этот шаг, если бы не получил каких-то предварительных гарантий от Анкары.
«Как я уже сказал, эти гарантии будут в контексте сирийского вопроса. Но при этом русское оружие не будет использовано против наших союзников в Сирии. Я не думаю, что тут вообще идет речь о каком-то конфликте интересов с Россией. Хотя специальный представитель президента в Сирии Александр Лаврентьев заявил, что Кремль настроен решительно против любого вторжения Турции в Сирию. Впервые Москва так резко ответила туркам о возможной турецкой военной операции в регионе. В этом плане, конечно, какая-то опасность есть, но она минимальная», — добавил политолог.
В целом, считает эксперт, снятие ограничений на применение ЗРК С-400 носит более формальный характер. В ответ на это Анкара теперь обязуется в большем объеме закупать американские истребители.
«На данном этапе Анкаре важнее именно F-35, чем наши С-400. Потому что, если дают самолеты, то дальше уже будут давать и ЗРК “Patriot”. Почему турки в свое время и купили-то русские зенитные комплексы? Потому что им перекрыли поставки “Patriot”. А разрешение на использование русских ЗРК — это такой некий жест со стороны американцев», — объяснил эксперт.
Ранее «Точка» писала о том, как Турция пытается войти в состав БРИКС, но мешает ей в этом членство в НАТО.
Подготовил Ренат Таневский
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ