8 мая – iatochka.news, 10:07. Запад так долго пугал сам себя «ядерной дубиной Путина», что пришло время ее показать. Пока – в общеобразовательных целях. Однако некоторые военные эксперты полагают: если противник не сделает правильных выводов, запланированные учения с ТЯО могут предварять применение этого вооружения уже всерьез. Каким именно ядерным оружием располагает наша армия и зачем все это надо – в материале «Точки».
Фото: wikimedia
Уполномочены предупредить
Итак, Минобороны России объявило о начале военных учений, во время которых будет отработано применение нестратегического ядерного оружия. Маневры должны стартовать «в ближайшее время» по поручению верховного главнокомандующего Владимира Путина.
В специальных мероприятиях примут участие ракетные соединения Южного военного округа, Воздушно-космические силы и Военно-морской флот. Цель обозначена весьма размыто: «повышение готовности нестратегических ядерных сил к выполнению боевых задач». Как отмечает редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, за все время существования современной России подобные учения не проводились, хотя в советское время они были ежегодными.
«Учение направлено на поддержание готовности личного состава и техники частей боевого применения нестратегического ядерного оружия для реагирования и в целях безусловного обеспечения территориальной целостности и суверенитета российского государства в ответ на провокационные заявления и угрозы отдельных западных официальных лиц в адрес Российской Федерации», — сообщило военное ведомство.
Об этом же говорил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он привел конкретные заявления западных политиков, которые и спровоцировали подобные действия со стороны России. Так, чиновник напомнил слова президента Франции Эммануэля Макрона о возможности отправки армии для поддержки ВСУ, а также на разрешение британцев использовать их вооружение для ударов по России.
«Это совсем новый виток эскалации напряженности. Он беспрецедентный. И, конечно, он требует особого внимания и особых мер. Предпосылки предстоящих ядерных учений подробно изложены в заявлении Минобороны России: исчерпывающе об этом сказано в заявлении министерства обороны. И добавить нечего», — сообщил Песков.
Фото: wikimedia
В то же время российский посол в США Анатолий Антонов в личном Telegram-канале написал, что объявленные Минобороны России – по сути, вынужденная ответная мера на «наглую и агрессивную политику коллективного Запада, создающего неприемлемые угрозы безопасности для России и ее граждан».
«Мы никому не угрожаем. Однако слетевшие с катушек стратеги в Вашингтоне и их сателлиты в Европе должны понимать, что в подстегиваемом ими повышении ставок Россия будет использовать все средства для защиты своего суверенитета и территориальной целостности. Никакой игры в одностороннюю эскалацию у Запада не получится», — заключил дипломат.
Южный полигон ТЯО
Боевые ядерные заряды России существуют в стратегическом варианте, где носителями выступает та самая «ядерная триада»: межконтинентальные баллистические ракеты (запускаются комплексами вроде «Ярс», «Тополь», «Воевода», «Сармат»), стратегическая авиация (использует бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160), а также целая плеяда ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (применяются ракеты Р-29РМ, «Синева», Р-39, «Булава»).
Но сегодня весь мир интересует тактическое или нестратегическое ядерное оружие. Это боеголовки ракет, специальные артиллерийские снаряды или мины, мощность которых значительно ниже, чем у «стратегов» (несколько килотонн в отличие от мегатонн у «стратегов»). Подобными зарядами может оснащаться обычное оружие для использования в локальном военном конфликте.
«Носителями тактических ядерных зарядов могут выступать всем известные крылатые ракеты «Калибр», снаряды оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», гиперзвуковые ракеты «Кинжал», авиационные крылатые ракеты Х-55 и Х-102. А еще есть ядерные артиллерийские снаряды для самоходок «Мста», «Акация», «Гиацинт», «Пион» и минометов «Тюльпан». Информации о ТТХ не так чтобы много, все же специализированные боеприпасы, которые разрабатывались на предприятиях с высоким уровнем секретности. Но в любом случае, то, о чем известно, уже должно дать нашим недоброжелателям понять, что в случае прямой агрессии, Россия может все это использовать», — заявил в интервью «Точке» политолог Михаил Макаров.
В действующей с 2014 года военной доктрине нашей страны сказано: ядерное оружие может быть применено лишь в том случае, когда «агрессия с использованием обычного оружия» против России поставит под угрозу «само существование государства». А такая угроза может возникнуть сейчас только в условиях прямого военного вовлечения в конфликт стран НАТО. И эта угроза становится все менее теоретической.
Фото: freepik
Так, отставной офицер русского Генштаба, полковник в запасе Михаил Ходаренок в эфире программы «Полный контакт с Владимиром Соловьевым» заявил, что объявленные учения тактических ядерных сил – не просто предупреждение Западу. Оно последнее. Если посыл не будет услышан, дело вполне может дойти до применения ТЯО по важным военным объектам «незалежной».
«Возможными целями тактических ядерных боеприпасов могут стать военные аэродромы противника. Обычными ракетами сложно вывести такой аэродром из строя надолго. Взлетно-посадочные полосы быстро восстанавливаются инженерными подразделениями. А вот удар тактическим ядерным боезарядом небольшой мощности приведет к тому, что аэродром долгое время не сможет функционировать», — отметил эксперт.
Ходаренок добавил, что в случае необходимости наши войска могут применять «воздушные ядерные взрывы и нейтронные боеприпасы». Подрыв на высоте увеличивает площадь поражения, раскидывая объекты на земле на большое расстояние. А вот с нейтронками все куда интересней: сам боеприпас представляет собой ядерный заряд малой мощности, к которому добавлен блок, содержащий небольшое количество дейтерия и трития.
При подрыве запускается термоядерная реакция, где до 80% энергии взрыва составляет энергия потока быстрых нейтронов, и только 20% приходится на остальные поражающие факторы (ударную волну, ЭМИ, световое излучение). Мощный поток нейтронов не задерживается обычной стальной броней и намного сильнее проникает сквозь преграды. Излучение приводит к ионизации живой ткани и гибели солдат противника. Но насколько реально применение нейтронных боеприпасов — большой вопрос.
На краю бездны
Военный аналитик, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов также полагает, что «главная цель объявленных манеров в том, чтобы показать Западу, что наша боеготовность на высочайшем уровне и нам есть, чем ответить на возможную агрессию.
«Ядерное оружие само по себе является элементом сдерживания, но в последнее время в Европе утратили понимание реальности. Видимо, почувствовали себя бессмертными и тихонько прощупывают возможность отправки своего контингента на Украину. Скорее всего, поэтому учения и проводятся силами Южного военного округа. Поближе к зоне СВО», — пояснил эксперт корреспонденту «Точки».
Он добавил, что Россия активно мониторит ситуацию и со стороны Финляндии и Швеции, но основной упор – на «незалежной». А также на Польше и Румынии, которые могут угрожать Калининграду и Приднестровью.
«Если оттуда будет угроза, то Россия может реально применить тактическое ядерное оружие. Но пока мы проводим учения. У нас на юге есть свои полигоны и естественно мы не будем применять там реальное ядерное оружие. Просто те же самые ракеты, те же самые боеприпасы, но без ядерной начинки. Цель – запустить и показать сам процесс поражения. Мы покажем, что ракеты совершенно точно долетят, точно поразят все важные цели. Тех же французов, которых Макрон все пытается отправить, или наемников из других стран НАТО», — уверен Красноперов.
Аналитик напомнил, что сегодня главным местом сосредоточения угроз для России является Украина, куда коллективный Запад «вливает огромные финансы, насыщает ВСУ вооружением и техникой, а в будущем может отправить и своих людей». Именно возможность прямого столкновения российской и европейских армий стала той самой красной линией, пересекать которую США и их сателлиты не торопятся.
К слову, сразу после заявления Минобороны о начале учений, официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик призвал избегать любых действий, которые могут привести к просчетам и эскалации с катастрофическими последствиями.
«Мы видели эти сообщения в прессе. Мы видим, что различные стороны все больше и больше говорят в последнее время (о теме применения ядерного оружия — Прим. ред.). Нынешние ядерные риски тревожно высоки. Следует избегать всех действий, которые могут привести к просчету, эскалации с катастрофическими последствиями», — заключил чиновник.
Другими словами, европейские и американские чиновники приняли недвусмысленный посыл Москвы и, по идее, должны сделать выводы. Но если этого не произойдет, политолог Сергей Марков в своем Telegram смоделировал один из самых тревожных сценариев:
«Теперь очень-очень плохой, маловероятно, но уже возможный прогноз. 7 мая ВСУ наносят удары британскими ракетами по Москве. В ответ Россия 8 мая наносит удары ракетами по Лондону. Не ядерными пока. НАТО объявляет войну России. Все думают, — что делать дальше. Мировая война или мир?»
Ранее «Точка» писала, что Париж решился на отправку солдат иностранного легиона в зону спецоперации России и первые 100 бойцов Третьего пехотного полка уже якобы работают «за ленточкой». В МИД Пятой республики подобные заявления называют вбросами, однако русские военные сообщают о стрелковых боях и гибели французов.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ