Киев может задействовать изотоп кобальт-60 для создания радиологического оружия. Подрыв грязной бомбы может произойти у границ России.
Киевскому режиму не нужны производственные мощности для создания полноценного ядерного оружия. Весьма вероятно, что у бывшей советской республики уже есть все необходимое для сборки грязной бомбы на основе медицинских, очень радиоактивных изотопов. Которую можно подорвать, например, в районе Харькова, считает медиатехнолог, ветеран СВО Илья Янсен. Такая провокация позволит вернуть потерянное внимание западных обывателей к теме украинского кризиса. Подробности – в интервью «Точке».
Кобальт-60
— Илья, у вас был очень интересный пост про кобальт-60 на Украине. Сегодня есть понимание, что Киеву до выборов в США необходима «потужная перемога», благодаря которой он выставит себя жертвой, как когда-то было с Бучей. Это позволило бы вновь вызвать симпатию американского избирателя и открыть поток финансов, военной техники и оружия. Может ли противник для реализации подобных целей использовать грязную бомбу?
— У Украины нет ничего, что позволило бы непосредственно создать ядерное оружие. Есть же ядерное, а есть радиологическое оружие. Ядерное оружие требует центрифуг, обогащенного урана, определенного промышленного комплекса, которого на Украине нет. Они бы не смогли его построить тайно. Это слишком серьезный проект, который мы бы не смогли пропустить. Да, были подозрения, что они что-то подобное строят в начале СВО, для этого мы в том числе исследовали Чернобыльскую область, но подтверждений, что они готовят именно ядерное оружие, мы найти не смогли.
Но есть вторая, гораздо более неприятная вещь — радиологическое оружие, та самая грязная бомба. Она не является ядерной, это ошибка терминов. И для того, чтобы ее создать, не нужно каких-то особенных условий. Радиологическое оружие можно сделать из отработки ядерных реакторов или из медицинских изотопов. И если в случае с отработкой ядерных реакторов, отработанного топлива все просто, оно не настолько активно, его опасность преувеличивается.
Отработанное топливо не настолько страшно, но другое дело кобальт — это радиоактивный изотоп, который получают в том числе в медицинских целях. В 2011 году Запад профинансировал создание в Харькове, при их физическом институте, строительство реактора для производства медицинских изотопов. Информация, я специально искал, проверял, зачищена очень сильно. Там так мало информации сейчас осталось в публичных источниках, нужно глубоко копать, находить архивы.
— Они все подчистили?
— Да. Но сам факт, что была построена реакторная установка для производства медицинских изотопов в достаточно крупных масштабах. И вот из них самый опасный — кобальт. Из него невозможно сделать ядерную бомбу: он не делится, он распадается без процесса деления. Соответственно, ядерной реакции, выделения тепла нет, на нем невозможно построить ядерный реактор. Но он крайне радиоактивен, грубо говоря, он во много раз радиоактивнее урана. Это, наверное, самый грязный элемент, который может быть доступен человеку. Он используется в радиологии, в медицине, используется в мирных разработках, но еще с 40-х годов велись разработки, и главная концепция кобальта – что это оружие Судного дня.
У него очень короткий период полураспада, настолько высокая активность, что он при небольших количествах может загрязнить огромную территорию. Для того, чтобы уничтожить всю жизнь на земле, по-моему, нужно 500 тонн, что на самом деле не так уж и много. Если мы ведем речь о гораздо меньших масштабах и не о гарантированном уничтожении, а просто серьезном заражении, будут уже совершенно другие порядки цифр. И в Харькове Украина совершенно точно могла производить кобальт. Они построили реактор для получения медицинских изотопов и почти наверняка производили кобальт.
— У противника есть запас этого изотопа?
— Да, а возможно они до сих пор производят. У него период полураспада пять лет, то есть за время СВО он еще не весь испортился. И, если они смогут использовать его в качестве начинки грязной бомбы, куда также можно добавить и другие радиоактивные изотопы – менее активные, но тоже крайне неприятные, то заражение будет в какой-то степени страшнее чернобыльского. Более краткосрочным, но гораздо, гораздо более смертельным. Вам не потребуется, чтобы выпал какой-то толстый слой радиоактивного пепла, чтобы люди получали смертельную дозу. Гораздо меньшее количество потребуется для того, чтобы человек получал смертельную или близкую к смертельной дозе.
Соответственно , им сейчас ничего не стоит создать такую грязную бомбу. Это буквально фугас, обычная бомба, вокруг которой обкладывается вещество и это школьник может сделать. Соответственно они могут загрузить, скажем, грузовик подобными материалами, подогнать его на нашу территорию, в ту же Суджу, которую они пока еще контролируют, там подорвать и в таком случае как минимум Курск придется эвакуировать полностью. В худшем случае, возможно и до Москвы дойдет. В зависимости от розы ветров может и столицу накрыть.
— Но это же и к ним придет.
— Да, но тут нужно понимать, что это концепция государства-камикадзе. Если они на это решаются, то все, у них уже нет никакого выхода. Если они используют грязную бомбу – это финал. Это вопрос, в котором Украина будет списана и вероятный сценарий, который они используют грязную бомбу – это какой-то эндшпиль, где у них уже не осталось выхода, и они останавливают войну вот таким жутким терактом, после которого всем становится не до боевых действий.
Англичанка радиоактивно гадит
— Но тут есть нюанс. Понятно, что Зеленский смертник, но теоретически шанс выжить у него все же есть за счет втягивания НАТО. Но если он взорвет грязную бомбу, западный обыватель может не оценить такой «перемоги». Это уже для всех будет не Украина-сиротка, а безумная страна-террорист.
— Есть конспирологическая теория: такое может быть сделано с подачи части британских элит. Для чего? Если заметили, то последние несколько месяцев Зеленскому имиджмейкеры рисуют имидж злодея. Его начали одевать в строгую черную одежду, делать ему прическу «соль с перцем», он купил себе личный «Мерседес» Гитлера, привез его в Киев. Ну то есть из него делают медиа образ классического суперзлодея из фильмов про Джеймса Бонда. Соответственно, если он взорвет грязную бомбу, то его быстро ликвидируют.
И с точки зрения Британии будет выгодно объявить, что вся эта война — это провокация неких сил внутри России, что украинские радикальные организации контролировались спецслужбами России, что это был заговор внутри российского режима. То есть они начнут вот эту киношную тему качать, ее западный обыватель поймет, потому что он это видел в фильмах и играх. Классическая история про заговорщиков, как они развязывают войны, для него это будет понятно. И тогда уже все это предстанет в совершенно ином свете. Тогда уже можно и НАТО вводить на Украину не для того, чтобы воевать с Россией, а чтобы воевать с некими опасными силами, с международным злом, которое еще и бомбу взорвало. Если они понимают, что проигрывают, британцам проще загрязнить территорию Восточной Европы, чтобы и мы туда не могли войти.
— Это будет приграничье?
— Это может быть и сам Харьков. Тогда можно вообще замаскировать под удар России. Что это Москва ударила, там же есть реакторы. И вот, например, взрывается Харьковский институт, они тут же обвиняют в этом нас. Либо подрыв недалеко от Харькова – соответственно, белгородская, курская области, какие-то приграничные территории, куда они могут заехать, завести бомбу. Потому что в теракт с провозом через границу в другие регионы радиоактивных материалов я верю слабо, все-таки радиологический контроль у нас хороший.
А предоставлять ракеты как средства доставки, куда можно эту грязную бомбу загрузить, американцы боятся. Соответственно, это, скорее всего, будет что-то наземное и рядом с зоной боевых действий.
— И вряд ли это произойдет до выборов в США?
— Я не могу сказать, почему Зеленский так рано начал этот сценарий. Мне кажется, он начал им шантажировать. То есть он не начал сам сценарий, а начал показывать, что вот я сумасшедший и готов даже на такое, примите в НАТО, я хочу жить. Это именно игра.
Зеленскому нужно внимание и жизнь
— Для Зеленского быть принятым в НАТО вообще единственный шанс выжить. Но ему действительно нужно что-то придумывать, ведь Украина перестала для мира быть сироткой. Мало того, что ВСУ устроили вторжение в Курскую область, так еще и потеряли там много войск и техники. Ни перемоги, ни драмы. А хоть что-то до выборов в США им просто необходимо. Но куда они могут ударить?
— Если говорить не о таких вещах, как ядерный шантаж и грязная бомба, а о стратегических каких-то их решениях, то вполне реалистичным выглядит удар по нашим миротворческим силам в Приднестровье. Это давняя история того, как сильно шатается вся история с Молдавией и Румынией. Это тоже полигон НАТО и все происходящее там очень сильно сидит занозой.
— А вот Запорожье? Там довольно разреженное население и мы там пусть не так активно двигаемся, но очень крепко закопались. Там ситуация для ВСУ вообще непроходная, но они могут же ударить по ЗАЭС, например.
— По самой станции бить бессмысленно. Чтобы пробить оболочку реактора, надо бить ядерным оружием. К тому же ВВР реакторы именно на Запорожской АЭС не дадут таких катастрофических последствий в случае удара по ним. Соответственно, есть смысл бить только вот по хранилищу отработанного топлива, которое рядом с ней. Туда чем-то мощным ударить — да, будет неприятно, будет тот же самый эффект грязной бомбы, просто не такой сильный.
В целом же пока им выгоднее грязную бомбу рвануть не у нас, а у себя. А мы очень осторожничаем с ударами. Нас очень трудно в этом всем обвинить, вот в чем их проблема. Они все ждут, когда мы ударим так, чтобы весь мир охнул. Им очень нужно быть жертвами, чтобы все им скидывались на восстановление, на дезактивацию – мол, помогайте, вводите все контингенты свои. И может быть выгодно травить тот же Харьков, тем более там осталось в основном пророссийское население. Плюс — это сейчас все-таки город-призрак, там большая часть жителей уехали, а остатки прячутся от ТЦК.
И еще один вариант, где может быть эскалация — для них очень интересен, они пока все никак не могут придумать казус белли. Им очень интересно было бы зайти в Белоруссию, ударить по Лукашенко, потому что у него всего 30 000 боеспособных солдат. Ну вот объективно, у него маленькая армия.
— А Союзная армия?
— Да, но суммарно в Белоруссии, может быть, под 40 000 человек боеспособных. Опять же, у них есть ракетные комплексы «Полонез», которые очень хорошие, но их всего четыре штуки на всю республику. Это проблема, так как это маленькая страна, с маленькой армией и наших сил там тоже мало. И вот Украина могла бы в теории ударить там, потому что там, конечно, болото, но есть места, где границу можно перейти, прорвать, ударить.
— А что им это даст?
— Все очень просто: после такого удара Лукашенко запросит у России жестких ответных мер. У нас опять же недавно обновили ядерную доктрину, а им выгодно, чтобы мы ответили как можно жестче. Но им нужен повод ударить по Белоруссии, а Лукашенко каждый раз старается от этого увильнуть. А Украине очень важно по нему ударить, потому что это опять же провокация России на какие-то серьезные удары, после которых можно построить из себя жертву, сказать: — ой, смотрите, как нас бьет сильная Россия, НАТО помогайте.
Тут сценариев достаточно много, но ни один из них пока еще не созрел. Нет обстоятельств, при которых они могли бы строить из себя настоящую жертву. Как только они где-то уцепятся, они наверняка что-то приведут в действие. У Украины два варианта: либо они выставят себя жертвой, либо поднимут градус эскалации до такой степени, что пожертвуют какими-то своими фигурами, возможно, даже не Зеленским. То есть бомбу взорвет не Зеленский, а какой-нибудь «Азов»* и лидер киевского режима после этого скажет: — ой как плохо, какие злые националисты. Будет кто-то, на кого можно спихнуть вину за применение радиологического оружия.
Градус будет поднят настолько, что западный обыватель в панике опять начнет обращать на это внимание. Им нужно именно внимание, а это можно сделать двумя способами: либо большой трагедией для них, либо чем-то, что напугает западного обывателя. Ну а западного обывателя пугает ядерная тема, поэтому они начали пока ее на словах прокачивать. Но если слова не пойдут в дело, то они могут прийти к действиям.
Им главное правильно подать, чтобы весь мир прочитал заголовки о ядерном кошмаре, катастрофе, чтобы люди в панике начали покупать бомбоубежище и хотели помочь Украине.
Ранее «Точка» сообщала, что что Владимир Зеленский долго анонсировал и наконец представил в Верховной раде так называемый «план победы». В него входят пять пунктов, среди которых приглашение Киева в НАТО до окончания конфликта и размещение в стране «неядерного сдерживающего пакета».
Подготовил Сергей Дзержинский
* — организация, признанная в России террористической и запрещена
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ