Премьер Словакии пригрозил конфликтом Украине, если та не продолжит транзит российского газа через свою территорию.
Глава Словакии Роберт Фицо заявил, что с Украиной может начаться конфликт, если та не продлит договор с Россией о поставках газа через свою территорию. Словакия уже неоднократно блокировала решения о европейских санкциях в адрес России, а также о поставках денег и военной техники Украине. На этот раз Братислава взялась и за защиту российской атомной энергетики. О том, что еще неприятного для Украины может делать Фицо и как Украина на ровном месте взращивает себе врагов уже на Западе, читайте в материале «Точки».
«Перекроем газ!»
Премьер Словакии Роберт Фицо завил на днях о том, что если Украина не продлит через свою территорию транзит российского газа, который закупает Братислава, то это может быть чревато конфликтом. По словам главы Словакии, «если Зеленский не пустит наш газ, может возникнуть серьезный конфликт».
При этом, говоря о военной и финансовой помощи Украине, Фицо подчеркнул:
«Почему это (помощь и поддержка) должно идти только от нас туда? Почему не может быть какого-то проявления солидарности по отношению к нам?».
Ответить на это довольно просто: потому, что это Украина. И каких-то иных пояснений не требуется. Тем не менее, вопрос о том, почему для Словакии так важны газовые поставки и чем в принципе может ответить официальная Братислава на прекращение транзита, заслуживает более подробного рассмотрения.
По разным данным, доля российского газа в энергетическом потреблении Словакии составляет от 73 до 70%. И газ этот пока еще идет по газопроводу «Дружба» транзитом через украинские территории. Тем не менее, украинские власти в этом году отказались продлевать контракт. Премьер-министр Украины Дениса Шмыгаль заявил:
«На сегодняшний день мы понимаем, что соглашение о транзите газа истекает 1 января 2025 года. В семь часов утра физически транзит будет перекрыт в связи с завершением этого соглашения».
Владимир Зеленский также подтвердил эту информацию.
«Мы не будем заниматься продлением транзита российского газа. Мы не будем давать возможности зарабатывать дополнительные миллиарды на нашей крови», – заявил он.
В контексте политики Украины по вопросу как СВО, так и мобилизации это заявление отдаёт то ли глубочайшим цинизмом, то ли откровенной шизофренией. Впрочем, главное здесь, что транзита действительно не будет.
О чем, к слову, упомянул и президент России Владимир Путин в ходе своей ежегодной прямой линии.
«Этого контракта не будет уже, все ясно, но значит, хорошо, мы переживем, “Газпром” это переживет», – прокомментировал ситуацию гарант.
«Газпром», к слову, действительно переживет. Потому что при нынешних антироссийских санкциях уже выработалась устойчивая мировая практика, так сказать, «реверсивных закупок». Это когда российский газ поставляется, например, в Китай или Индию, там «превращается» в индийский или китайский, покупается теми же США и продается в Европу с бешеными наценками. В общем, и Вашингтону хорошо, и Москве с Пекином и Нью-Дели неплохо. Хуже всего в этой истории Европе, а особенно Словакии.
Их ответ Зеленскому
Чем, собственно, может ответить Словакия Украине? На первый взгляд, слова о «конфликте» со стороны Роберта Фицо звучат не очень серьезно. Где Братислава и где, собственно, Киев? И населения, и вооруженных сил в Словакии все же меньше.
Но у Словакии есть иные, но от этого не менее действенные рычаги. Во-первых, с приходом к власти Роберта Фицо эта страна и так планомерно блокирует или замедляет ввод антироссийских санкций. Во-вторых, она отказалась от военной помощи Украине. В-третьих, она продолжает закупать российский газ, ломая всю политику ЕС по поводу «перехода на альтернативные источники энергии» и демонстрируя настоящее «единство Европы перед лицом российской агрессии». Еще в 2019 Братислава отказалась от размещения американского военного контингента на территории страны, а в 2022 году эту позицию подтвердил Госсекретарь США Энтони Блинкен.
В принципе, словаки могут заблокировать и ветировать еще очень много санкций, траншей и поставок Украине. Как это было в 2023 году, когда Братислава и Будапешт заблокировали транш в 50 миллиардов евро Киеву. Кстати, больше новостей именно об этом транше в публичной сфере как-то не наблюдается. Но российские замороженные активы и дивиденды с них остались. И тут у Словакии имеется весьма широкое поле для запретов, блоков и вето.
Уже, в целом, неплохой набор. Но уже сегодня Фицо предпринял и новые шаги в рамках отстаивания национальных интересов своей страны в энергетической отрасли. В ходе пресс-конференции по итогам очередного саммита ЕС в Брюсселе он заявил:
«Наши атомные электростанции — станции российского происхождения, хотим мы этого или нет. Сотрудничество имеет долгую традицию, и какие-то санкции, которые могли бы поставить под угрозу нашу атомную программу в Словакии, недопустимы».
И подчеркнул, что будет блокировать все антироссийские европейские санкции, которые каются атомной энергетики. Для России это действительно важно, поскольку наш мирный атом – это одно из важнейших и приоритетных направлений развития российской энергетики. Не только в самой стране, но и в мире. По итогам 2023 года госкорпорация «Росатом» сообщила о рекордной выручке в 2,5 триллиона рублей, с ростом этого показателя в 2,3 раза за последние пять лет.
Кстати, в 2016 и 2020 году «Росатом» высказывался о намерениях построить в Словакии пару-тройку новых АЭС. Но потом, понятным образом, глобальная конъюнктура поменялась. Однако это не значит, что после завершения украинского кризиса к данному вопросу не вернутся снова.
Турция в теме
Что же касается более традиционного топлива и энергетики, то на момент середины сентября в хранилищах Словакии в энергетическом эквиваленте находилось российского газа на 33 ТВт\ч, при этом годовое потребление в стране равно 60ТВт\ч. С учетом того, что часть этого газа шла еще и на экспорт, голубого топлива у Словакии примерно на полгода или чуть меньше.
И нет, газового кризиса там не случится. А вот финансовые проблемы запросто могут произойти. По словам российского посла в Италии Сергея Разова, цена поставляемого в Италию сжиженного природного газа из США в 4—5 раз выше, чем трубопроводного российского.
Думается, что примерно такие цифры характерны для всех стран-клиентов США в Европе. И Словакия в данном случае, кажется, очень не хочет тратить такие деньги. Тем более, что по открытым данным именно для Словакии закупка газа у «альтернативных поставщиков» будет, минимум, на 220 миллионов евро дороже.
Возможные альтернативы, впрочем, есть. Сейчас российские эксперты говорят о переориентации поставок «голубого топлива» на «Турецкий поток». Этот трубопровод вполне может выдержать подобные нагрузки.
Директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев полагает, что это весьма вероятно.
«Единственным источником российского трубопроводного газа для европейцев в случае остановки транзита останется «Балканский поток», который принимает газ из «Турецкого потока». Ежегодно по нему поставляется примерно 14-15 миллиардов кубометров в Румынию, Грецию, Северную Македонию, Сербию, Боснию и Герцеговину, Венгрию», – пояснил он в интервью РИА Новости.
С политической же точки зрения, кажется, договоренности между Москвой и Анкарой по беспрепятственным поставкам газа были достигнуты. По крайней мере, так можно предположить исходя из слов Владимира Путина о политической экспансии Турции по сирийскому направлению, о чем «Точка» подробно писала ранее.
Что в итоге?
В итоге, благодаря Украине, мы имеем в ЕС блок государств, которые все более тесно сотрудничают не только в смысле продвижения партнерства с Россией, как это было до начала украинских событий, но теперь еще и имеющих прямые и непосредственные претензии к Киеву. Среди этих государств Словакия и Венгрия. Есть мнение, что примкнет к ним и Турция, которая, напомним, состоит в НАТО. Но теперь перед Анкарой в силу возможного переключения поставок газа через её территорию открываются новые и весьма интересные экономические перспективы.
Еще раз стоит подчеркнуть: одно дело ветировать санкции, дабы они не вредили собственным национальным интересам, другое — это прямое и непосредственное противодействие Украине по политическому, экономическому и военному направлениям. Ну и сбои в работе ЕС и НАТО сами по себе – это большое подспорье для российской внешней политики.
И самое прекрасное в этой истории, что Украина создала себе эти проблемы сама. России тут вообще не понадобилось как-то вмешиваться.
Ранее «Точка» сообщала о том, что словацкий премьер предложил увековечить память советского маршала Конева
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ