“Полуночный лев” стал большой ошибкой. Запад просчитался с Ираном

Американские авиаудары по Ирану дали обратный эффект? Эксперт по ядерному оружию раскрывает шокирующие последствия операции «Полуночный Лев» – почему Тегеран теперь ближе к бомбе, чем когда-либо

В сети распространяется пост одного из ведущих американских экспертов по ядерному оружию, профессора Центра исследований проблем нераспространения ядерного оружия имени Джеймса Мартина, доктора Джеффри Льюиса, который сомневается в эффективности ударов США по Ирану. Судя по сообщению эксперта, удары США, названные операцией «Полуночный Лев», не только не лишили Иран возможности создать ядерное оружие, а скорее увеличили вероятность такого исхода.

«Почему эти удары меня так не впечатляют? Израиль и США не смогли поразить ключевые элементы ядерной инфраструктуры Ирана — материалы и производственные мощности. Операции “Восходящий лев” и “Полуночный молот” тактически блестящи, но могут оказаться стратегическими провалами». — пишет Льюис.

Что за «девять бомб»?

Основным оправданием для начала операции «Восходящий лев» стали заявления Нетаньяху о том, что Иран произвел достаточно высокообогащенного урана для создания девяти атомных бомб. Это — отсылка к запасам около четырёхсот килограммов урана-235, обогащённого до 60%, которыми располагает Иран на сегодняшний момент. В теории, если обогатить их до оружейного уровня, этого действительно хватит, чтобы создать девять ядерных боеголовок.

Эти 400 килограммов по большей части хранились в подземных туннелях рядом с заводом по обогащению урана в Исфахане. И самое парадоксальное — то, что ни США, ни Израиль даже не пытались ударить непосредственно по хранилищу или его инфраструктуре — все удары пришлись по самому заводу, где находятся центрифуги.

«Теперь никто даже не знает, где этот уран! Рафаэль Гросси заявляет, что Иран его переместил. Марко Рубио утверждает, что «в Иране ничего не может перемещаться». Но грузовики в Иране ездят. Тяжёлая техника появилась там как минимум два дня назад, чтобы запечатать туннели для их защиты — и этому есть визуальные доказательства. Грузовики также появились на заводе в Фордо за день до удара, возможно, для эвакуации чувствительного оборудования, и точно — чтобы засыпать входы землёй. Иран сейчас — не зона, закрытая для перемещений». — сообщает эксперт.

При этом даже в самой администрации президента США признают тот факт, что уран всё ещё находится в руках Ирана. Вице-президент Джей Ди Вэнс упоминал, что «проведёт с иранцами беседу» на тему обогащённого урана, а госсекретарь Марко Рубио высказался по поводу обогащённого урана ещё прямее:

«Им [иранцам] нужно достать его из-под земли и отдать. Многие страны по всему миру заберут его и обеднят» — высказался политик.

Всё не в порядке

Эксперт утверждает, что удары США и Израиля на самом деле не нанесли серьёзного ущерба иранской ядерной программе. Дело в том, что в 2022 году Иран переместил основные мощности по производству центрифуг для обогащения урана в новую, хорошо защищённую локацию в толще горы. Огромный производственный комплекс размером более 10 тысяч квадратных метров находится недалеко от ядерного завода в Натанзе, и попаданий по его предполагаемому нахождению не фиксировалось.

Более того — совсем недавно Иран сообщил МАГАТЭ о создании «нового обогатительного объекта в безопасном месте», куда готов был допустить инспекторов и начать установку центрифуг. По данным эксперта, этот объект находится недалеко от Исфахана, и по нему также не производилось атак ни Израилем, ни США.

«Это значит, Иран сохранил 400 кг 60% высокообогащённого урана, возможность производить центрифуги и один, а возможно, два подземных обогатительных объекта. И это не говоря о возможных секретных объектах, о которых противники СВПД (прим. ред. — соглашение по иранской ядерной программе 2015 года) твердили постоянно». — добавляет взволнованный эксперт.

Сроки создания бомбы

Как сообщает эксперт — если бы Иран решился на создание ядерного оружия, сейчас он потратил бы ровно столько же времени, сколько и до ударов. За шесть недель он может развернуть шесть каскадов центрифуг IR-6, которым потребуется до 60 дней, чтобы обогатить весь указанный уран до оружейного уровня. Итого — около полугода, что не сильно отличается от показателей до начала операции.

По сути, от создания ядерного оружия Иран удерживает исключительно дипломатия и международные договорённости, такие как «Договор о нераспространении ядерного оружия», подписанный ими ещё в 1970 году. Однако сейчас, особенно после ударов США, парламент Ирана всё активнее призывает к выходу из договора и началу разработки ядерного оружия.

«Операции “Восходящий лев” и “Полуночный молот” замедлили иранскую программу куда меньше, чем СВПД. Мы предъявляем к дипломатии куда более высокие требования, чем к бомбардировкам. Те же люди, которые бесконечно жаловались на “временные ограничения” СВПД, теперь рады отсрочке иранской бомбы на гораздо меньший срок. Настоящая цель всегда была в смене режима». — подытоживает свою мысль Льюис.

Ранее «Точка» сообщала, что «ядерная угроза» Ирана — это лишь предлог, чтобы ударить по режиму аятолл и в целом по региональному балансу из-за евразийского транспортного хаба.

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ