За шесть месяцев в Петербурге выявлено 13 тысяч неофициально работающих – на 40% больше, чем в 2024 году. Половина из них оформила трудовые договоры.
Число теневых работников в Петербурге выросло на 40%, достигнув 13 тыс. человек. При этом почти треть петербуржцев готовы к «серым» зарплатам, но тенденция идет к снижению. И есть ощущение, что цифры Смольного могут не совпадать с реальностью – в 2023-м число выдающих заработки в конвертах работодателей, по словам вице-губернатора Корабельникова, достигало порядка 100 тыс. Подробнее – в материале «Точки».
Петербуржцы все больше уходят работать в «тень» – за первые полгода выявлено почти 13 тыс. горожан, работающих неофициально. Этот показатель, как сообщили вчера, 30 июля, в пресс-службе Смольного, почти на 40% больше, чем годом ранее. При этом более половины из этих 13 тыс. заключили трудовые договоры.
Губернатор Петербурга Александр Беглов подписал с главой Федеральной службы по труду и занятости Михаилом Иванковым соглашение о сотрудничестве между городским правительством и федеральным агентством. По словам градоначальника, это нужно, чтобы сократить просроченную задолженность по зарплате, для борьбы с нелегальной занятостью, минимизации и предотвращения производственного травматизма.
«Теневая занятость – это не только потери бюджета, но и лишение работников социальных гарантий и защиты. Каждый петербуржец должен иметь возможность легальной работы в комфортных и безопасных условиях. И каждый работник должен вовремя получать зарплату. Вместе мы решим все поставленные задачи», – пообещал Беглов.

Иванков сказал, что уже есть хорошие результаты взаимодействия города с федеральным ведомством. По его словам, в Северной столице значительно усилена работа по легализации трудовой деятельности. Но при этом неофициально работающих стало на 40% больше?
Весной этого года, сообщала «Москва онлайн», губернаторам всех регионов добавили интересную задачу – бороться с теневой занятостью. Ведь активность легализации трудовых отношений будет одним из ключевых показателей эффективности (KPI) для глав субъектов. Отсюда, видимо, и желание петербургского губернатора «решить все поставленные задачи».
При этом, как говорит статистика, почти треть петербуржцев (29%) выступает за то, чтобы получать «серые» зарплаты. Об этом говорится в исследовании кадрового портала SuperJob, пишет «Росбалт». Мужчины чаще, чем женщины, ничего не имеют против денег в конвертах – 36%. Интересно, что люди с доходом от 100 тыс. рублей в месяц чаще отказываются от полулегальных заработков (52%).
Но, судя по всему, отношение к «серым» зарплатам у горожан меняется. Так, год назад 34% петербуржцев ничего не имели против таких заработков, сообщало издание «Аргументы недели». А осенью 2022 года исследование все того же SuperJob показывало, что так готовы зарабатывать 38% петербуржцев, передавала «Комсомольская правда». Чаще всего были лояльны к такому те, чей доход не превышал 50 тыс. рублей.
Вообще, конечно, можно предположить, что цифры Смольного несколько отличаются от того, что творится на рынке труда на самом деле. Так, в декабре 2023-го сообщалось, что порядка 100 тыс. работодателей платят такую зарплату своим сотрудникам, передавал «Петербургский дневник» со ссылкой на вице-губернатора города Алексея Корабельникова. По его словам, в неформальном секторе было занято порядка 7% трудоспособного населения, что на 12 пунктов ниже, чем в среднем по России. Бюджет Северной столицы при этом терял порядка 10 млрд рублей из-за теневой занятости.

Почему она вообще есть эта «теневая занятость»? И почему люди соглашаются на зарплату в «серых» конвертах? Все просто – желание получить более высокую «чистую» зарплату на руки, потому что налог на официальную часть меньше. Очевидно, что люди идут на это из-за того, что денег на жизнь попросту не хватает. А работодатели, в свою очередь, таким образом, меньше отчисляют в налоговую.
«Серая зарплата – это та, с которой НДФЛ и страховые взносы платят не полностью. Она состоит из официальной белой части, с которой идут отчисления, и из неофициальной – без отчислений. Работодатель заключает договор с сотрудником и устанавливает маленький официальный оклад, обычно в размере МРОТ. С него идут отчисления. Остальную часть отдает в конверте без отчислений, тем самым экономит бюджет компании», – рассказывала порталу Объясняем.рф адвокат Адвокатской палаты Москвы Марьяна Хаджиева.
Нелегальная занятость – вполне объяснимая реакция на большой дисбаланс рынка труда, считает председатель независимого профсоюза «Новый Труд» Дарья Митина. В беседе с «Москва онлайн» она заявила, что победить практику зарплат в конвертах пока никому не удавалось.
«А вот компании, подменяющие трудовые отношения гражданско-правовыми договорами, уже попадают в специальный реестр. Компании, уличенные в нелегальной занятости, будут выявлены. И они отделаются большими, очень крупными штрафами как минимум. Роструд начал вести этот реестр с начала года, но пока результат неочевиден», – сказала эксперт.
По мнению президента и совладельца Superjob Алексея Захарова, борьба властей с «серой» занятостью зачастую бесполезна.
«Если мне выгоднее работать в легальном поле, чем в нелегальном, я работаю в легальном поле. За работу в нелегальном поле должны быть какие-то законодательные санкции. И предусмотрены какие-то меры наказания за неуплату налогов. Но при этом бегать условно за каждым массажистом — это очень сложно и невозможно, этим не занимается никто в мире. Есть задача, чтобы крупный бизнес зарабатывал и платил налоги, средний бизнес кормил себя и желательно тоже платил налоги, а малый бизнес кормил себя и никому не парил голову. Но для этого бизнес надо как-то подкармливать», – пояснил Захаров.
Ранее «Точка» рассказывала о том, что просрочка по ипотеке выросла на 70% при увеличении зарплат до 109 тысяч.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ






