Кто поднимет «лопату Беглова»? Бороться со снегом выйдут женщины, пенсионеры, «спецконтингент» и мигранты

09 декабря – iatochka.news, 15:00. В Петербурге и Ленобласти несколько дней стоит снежное затишье, и вот уже Александр Беглов называет уборку улиц «удовлетворительной». Однако горожане уверены: как только снегопад возобновится, город снова утонет. Для решения проблемы не хватает многого, в первую очередь дворников. «Точка» продолжает «снежный цикл» об истоках петербургского снежного проклятия.

Пресс-служба жилищного агентства Кировского района Санкт-ПетербургаФото: пресс-служба жилищного агентства Кировского района Санкт-Петербурга

Каждый раз, когда мы читаем новости о ликвидации последствий снегопада, помимо вышедшей на уборку техники упоминается целая армия дворников. Но «бойцов» на борьбе со стихией недостаточно. Губернатор Беглов и сам признавал, что «дефицит дворников грозит утопить город в снежных заносах». Но неужели человек с лопатой так уж нужен в XXI веке, когда в помощь обществу пришли самые разнообразные механизмы? Зачем столько людей в оранжевых жилетах? Неужели без них не обойтись и куда они пропали?

Самый главный специалист

«Ведомости», ссылаясь на правительство Петербурга, пишут, что по действующим нормативам в штате жилищных агентств, о которых «Точка» писала ранее, должны находиться 4 364 дворника. При этом по представленным «Фонтанке» жилищным комитетом данным за 05 декабря, комплектация подразделений личным составом в зависимости от района составляет от 70 до 100%.

Добавьте к этим трем с лишним тысячам сотрудников частных и государственных организаций продавцов магазинов и курсантов, прибирающихся каждый в своей зоне ответственности. Соответственно, количество людей с лопатами вырастет на порядок. Мы уже не говорим про людей, регулярно откапывающих из снега собственные машины. Неужели без граждан в оранжевых жилетках никуда?

«Полностью отказаться от лопаты в пользу машин невозможно. Снегоуборочная техника хороша на дороге, там где есть большие площади. Объекты же со сложной конфигурацией, с большим количеством препятствий можно убрать только в ручную»,объяснял нам ранее герой прошлых репортажей «Точки» Евгений, специализирующийся на уборке снега.

Востребованная профессия

Раз без специалистов с лопатами не обойтись, значит, эта специальность должны быть востребована на платформах по трудоустройству.

Так и есть. По информации руководителя пресс-службы hh.ru СЗФО Марии Бузуновой, за ноябрь в Северной столице разместили на 21% больше вакансий дворников, чем в октябре. Диапазон предлагаемых зарплат в таких вакансиях 38 — 57 тысяч рублей, что несколько выше, чем зарплатные предложения в октябре этого года: 37,5 — 55 тысяч.

Это что касается сотрудников, работающих на ставке, но кто-то ведь трудится по сдельной оплате в рамках ГПХ, на нерегулярной основе.

«Я работаю не каждый день, а когда идет снег или требуется разгребать накопившиеся завалы. Последствия снегопада 27-28 ноября мы ликвидировали несколько дней. Оплата за 8 часов труда – 3 тысячи рублей. Это чистое время работы, никакие перекуры суда не входят. И стайками, как мигранты, мы не ходим. Если зима будет снежная, то за декабрь, думаю, выйдет в диапазоне 45-60 тысяч», — рассказывал изданию Евгений.

Раз ликвидация занимает иногда несколько дней, значит, несмотря на напряженный график работы людей критически не хватает.

«Востребованность дворников в целом по городу достаточно высокая и не только не падает, но и стабильно растет. Такой спрос провоцирует и буквально заставляет работодателей «подтягивать» предлагаемую зарплату и условия ближе к рыночному уровню, чтобы хоть как-то привлечь кандидатов», — сообщает Бузунова.

Я бы в дворники пошел, пусть меня научат

Нехватка кадров по специальности, не требующей специальных навыков, может быть вызвана не только уровнем зарплаты.

«Три тысячи в день – неплохие деньги. К тому же физический труд на свежем воздухе – это лучше, чем целый день в офисе сидеть. Однако на работу берут не всех. Механизатором женщину взять еще можно, а вот восемь часов махать лопатой нет», — рассказывает собеседник «Точки».

Пресс-служба жилищного агентства Кировского района Санкт-ПетербургаФото: пресс-служба жилищного агентства Кировского района Санкт-Петербурга

С нашим собеседником согласны и специалисты Headhunter.

«В условиях острого дефицита кадров работодателям нужно уходить от шаблонного мышления, расширять границы портрета потенциального работника и проще относится к соискателям, а это значит набирать и приглашать на работу не только работоспособных мужчин и женщин 25-30 лет, но и другие категории работников», — говорит Мария.

Бузунова считает, что следует приглашать соискателей моложе 18 лет и старше 45 лет, кандидатов с инвалидностью, «полосатых» воротничков, то есть лиц осужденные за разные правонарушения. И мигрантов.

Женщины готовые освоить работу на тракторе могли бы стать хорошим подспорьем в уборке города, тем более что водительские права есть у многих.

«Бизнес в любом случае не справится без рабочих рук трудовых мигрантов — численность активного местного трудоспособного населения не достаточна, чтобы закрыть все запросы как бизнеса, так и государственных, муниципальных предприятий», — считает представитель hh.ru.

Но наш опытный дворник Евгений при упоминании о мигрантах только поморщился. Опыт работы с ними оказался у него неприятный.

«До начала снегопадов у нас работал один парень, мигрант. Деревья у нас маленькие, дома относительно малоэтажные и заселены только наполовину. Так что летом работа была не пыльная. Но вот начались снегопады, и он сразу уволился. Теперь ведь надо работать, а не изображать ее, слоняясь по территории как летом. Будет обидно, если ТСЖ опять наймет дармоеда, когда потеплеет, а я уеду в деревню», — считает Евгений.

По утверждению собеседника «Точки», сейчас у них в бригаде работают в основном местные, кое-кто из соседнего района. Но все – граждане России. Снега и физической работы никто из них не боится. И еще… Люди трудятся в том числе для того, чтобы их собственные дети ходили в школу по чистым дорожкам, а родители и жены не ломали себе ног на неубранных наледях.

«Можно было бы набрать и больше дворников среди местных. Например, у нас в доме не все трудоустроены. Но некоторым мешают стереотипы. Они считают, что, мол, дворник — не престижная профессия. Мол, они достойны большего. Ну, пусть дальше дома сидят без работы. У меня вот и воинское звание, и аспирантура, и на престижной должности не один год провел. Но это не мешает мне работать с лопатой или ручными снегоуборщиками», — не понимает соседей Евгений.

Проблема восприятия некоторых специальностей как непрестижных действительно существует.

«Кроме поднятия уровня предлагаемой зарплаты компании, ищущие и привлекающие соискателей на рабочие профессии должны развивать престижность профессий, улучшать условия труда и объяснять, почему профессия того же грузчика, уборщика, дворника действительно важны и незазорны», — полагает Бузунова.

Нужен ли дворнику опыт

Если вспомнить сказку Бажова «Живинка в деле», то там главный герой, опробовав много специальностей, открыл для себя незамысловатую на посторонний взгляд работу углежога. Оказалось, постоянно совершенствоваться, постигая новые тонкости и грани мастерства, можно даже там, где, казалось бы, и учиться ничему не надо.

«В нашей работе тоже много нюансов. Это только кажется, что человек, который пришел в первый день, будет так же успешно работать, как тот, кто трудится тут хотя бы год. Когда знаешь территорию и тем более убирал ее прошлую зиму, то уже знаешь, в каком порядке, где и что делать», — рассуждает мастер своего дела.

Дом, в котором живет и работает наш герой, формой отдаленно напоминает бублик. Соответственно, в зависимости от экспозиции по отношению к солнцу и преобладающих ветров, скорость образования наледи, сосулек и снеговых наносов разная.

«Выходя на смену, я уже чувствую, на какую сторону здания надо идти в первую очередь. Особенно это актуально тогда, когда температура колеблется около нуля. В такое время с одной стороны дома снег еще рыхлый и сухой, а с другой уже образуется наледь, и кто-то может поскользнуться. Я уже не говорю про то, что когда в помощь зовут бригаду со стороны, то люди просто кидают снег в сторону куда попало. А мне потом приходится делать двойную работу, так как очистив одно, работнички засыпали другое», — мрачно припоминает собеседник «Точки».

Так что текучка кадров даже среди дворников это тоже плохо. За хороших работников надо держаться. И не стесняться, если нечем заняться, брать в руки лопату, как это делает Евгений, специалист по многим узкоспециализированным вопросам в области наук по земле, а не только по снегу.

Ранее «Точка» писала, почему России не нужны трудовые мигранты. Но остается вопрос: а готовы ли русские их заменить на нужных работах, которые полагают непрестижными.


Подготовил Илья Земцов


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.