Ленобласть уточнит границы охранной зоны системы фонтанов Петергофа. Так, власти хотят помочь сохранить дома местных.
Сразу 1,2 тыс. домов под Петербургом могут пойти под снос из-за фонтанов Петергофа: новость звучит буквально жутко, однако на деле все оказалось не так лихо. Сейчас рассматриваются лишь 24 иска, по крайней мере об этом говорят власти Ленобласти. Подробнее – в материале «Точки».
Не там построили
В конце сентября в Сети распространилась информация о том, что власти в Ломоносовском районе потребовали снести 1 200 домов, а несогласным «впаять» штрафы по 300 тыс. рублей в месяц. По информации 47news, в адрес владельцев частных строений начали поступать исковые заявления от администрации Оржицкого сельского поселения.
Все дело в том, что Минкульт проверил объект культурного наследия федерального значения «Водопроводящая система Петергофа», который находится в границах Оржиц. Там, а также в Низинском поселении, люди строили дома в защитной зоне, как утверждают чиновники, чего делать было категорически запрещено.
Представители музея «Петергоф» говорят, что сточные воды от жилых массивов оказывают влияние на гидравлическую систему, которая питает фонтаны. Из-за этого, дескать, там может пострадать качество воды.
В приказе Минкульта от 2016 года указано, что на территории ансамбля нельзя возводить новые объекты капитального строительства, в связи с чем глава Оржицкого поселения Ольга Глазунова просит Ломоносовский районный суд признавать возведенные на участках в защитной зоне дома как самовольные постройки и ликвидировать их в срок до 30 дней. В иных случаях требуется признавать недействительными основания для регистрации права собственности, а также исключить регистрацию этого самого права. Не исполнил? Штраф по 10 тыс. каждый день.
Кто распутает клубок
Глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов объяснил сложившуюся ситуацию тем, что в 2016 году было принято неверное решение. Специалисты Минкульта наняли подрядчика, не согласовали работы с областью и районом и утвердили охранные зоны не так, как нужно для Росреестра. То есть не в географических координатах, а в описательной части – «возле канавы такой-то направо столько-то метров вдоль ручья», пишет Online47.
«В свою очередь специалисты Росреестра, видя, что какой-то цвет на карте не закрашен, не могли знать наверняка, попадает участок в охранную зону или нет. Требовался по-хорошему детальный разбор, но на деле имеем следующую ситуацию: кто построил дома до 2016 года, к ним вопросов нет, а к тем, чьи участки регистрировали позже, не видя их конкретных координат на карте, теперь есть претензии», – рассказал Кондрашов.
Поэтому сейчас имеются требования Минкульта о сносе якобы незаконных строений, которые подкреплены исками прокуратуры. Однако гипотетически, говорит Кондрашов, в такую историю может попасть абсолютно любой объект, находящийся в 200-метровой зоне от уреза воды, – зарегистрирован после 2016 года, а, значит, незаконен.
Куда смотрели власти
Местные жители, мягко сказать, находятся в шоке от происходящего. Представьте: купили участки, начали строиться, заселились, жили-не тужили и вот пожалуйста – сносите, дорогие, дома. Понятно, что вопросов к местным властям много.
«Почему не предпринимали действий, чтобы помочь людям не оказаться на улице? Почему, когда уже люди прожили и построились, начали подавать уведомления и иски? Люди набрали кредитов, ипотек, продали квартиры, купили землю, все зарегистрировали по закону, прожили счастливо два года, а сейчас их пытаются просто выкинуть на улицу, с огромными долгами», – приводит 47news выдержку из коллективного обращения, разосланного в различные инстанции.
Также логичные вопросы задают пользователи соцсетей – кто нажился на нарезке и продаже этих участков? Почему не ищут виноватых в том, что водопроводящая система фонтанов Петергофа до сих пор не имеет на территории Ленобласти нормального правового статуса и лишена нормального обслуживания и защиты?
«Действительно ли дело в защите фонтанов или надо просто создать большой шум, чтобы принять, наконец-то, проект Объединенной охранной зоны, в котором не только вся эта застройка приобретает законный статус, но и появятся новые возможности для строительства в бывшей защитной зоне?» – задаются вопросом авторы сообщества «Мусорный полигон в истоках Петергофских фонтанов» в соцсети «ВКонтакте».
По словам вице-губернатора по культуре Ленобласти Владимира Цоя, с невозможностью регистрировать свои дома граждане сталкивались еще пять лет назад. Чиновник назвал это «уникальным случаем», потому что охранная зона располагается в двух субъектах, а законом не урегулировано, как быть в таких ситуациях. По данным ТАСС, около 10% водосбора находится в Петродворцовом районе Петербурга, остальные объекты – на территории 47-го региона.
Региональные власти пытались повлиять на ситуацию – в 2020 году комитетом по культуре был разработан проект охранной зоны, по которому она должна была уменьшиться. Все для того, чтобы построившие себе жилище граждане могли их регистрировать.
«С тех пор ничего не изменилось, Министерство культуры присылает различные замечания и находит причины, чтобы спускать на тормозах наш проект. Недавно получили очередной пакет», – говорит Цой.
Суд да дело
Вчера, 1 октября, власти Ленобласти направили проект уточнения границ охранной зоны в Минкульт. В случае утверждения можно сберечь постройки 80-90% жителей, как сообщил источник Online47 в правительстве региона. Но часть из них все равно жилья лишится.
«Администрация Ленобласти продолжит взаимодействие с Министерством культуры по уточнению зон охраны водоподводящей системы Петергофа, так как вопрос имеет, помимо исторической и культурной, и высокую социальную значимость», – сообщает пресс-служба областного правительства.
По данным администрации Ломоносовского района, сейчас поселения подали 24 исковых заявления. Поэтому разговоры о чуть ли не 1,2 тыс. домов, которые пойдут под снос, несколько не соответствует действительности. По крайней мере на данный момент.
Так что сейчас все, вроде бы, зависит от решения Минкульта. Но, по словам главы администрации Ломоносовского района Кондрашова, из Минкульта пришло уведомление, что разобраться во всем этом сможет только суд.
А вот мусорный завод – не против
Сама мысль о сносе домов, которые якобы могут нарушить функционирование петергофских фонтанов, вроде бы и имеет какое-то разумное объяснение, однако в целом ситуация выглядит печально. То есть частное жилье закон нарушает, а вот предполагаемый новый комплекс по переработке отходов «Брандовка», который хотят построить в истоках фонтанов, – нет.
Расстояние до парка Петергоф – примерно 10 километров. Мощность КПО, как сообщал портал NSP, по предварительным данным, может составить более 500 тыс. тонн в год. «Захоранивать» предполагается порядка 400 тыс. тонн.
«Мы уже 2,5 года пытаемся объяснить чиновникам, что на территориях от Низино до Оржиц надо срочно организовывать ООПТ и ставить всю ВПСФ под нормальную защиту. Вместо этого упорно продвигается проект мусороперерабатывающего предприятия (КПО «Брандовка») с огромнейшим полигоном. Организаторы проекта говорят, что «фонтанов там нет». В Симоногонте тоже нет фонтанов, а химическая вонь в Петергофе и Стрельне есть. Полигон в Брандовке будет в десятки раз крупнее Симоногонта. Любая нештатная ситуация – и будут отравлены воздух и вода самого посещаемого музея России…», – рассказывал NSP член Общественного экологического совета Оржицкого СП Дмитрий Паршиков.
Стоит отметить, что в феврале, как писала «Точка», под Петергофом из-за свалки в урочище Симоногонт вводили режим ЧС. Она горела в декабре, было подозрение, что фонтаны могут оказаться под угрозой отравления, но специалисты Росприроднадзора установили, что, вроде как, обошлось.
Тем не менее сегодня строительство КПО «Брандовка» вообще под вопросом, писала «Фонтанка» по ссылкой на главу комитета по природопользованию Александра Германа.
«Я знаю, что там тоже идет процесс признания водным объектом, документы из Гидромета уже в Федеральное агентство водных ресурсов ушли, общественники идут по той же схеме, что с «Дубровкой». Если его признают водным объектом, конечно, это поставит крест», – сказал чиновник.
Ранее «Точка» рассказывала, что мусорную царь-гору у столицы Ленобласти «укрепят» миллионом тонн отходов из Петербурга.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ