Российские компании развивали в САР добычу ископаемых, туризм, сферы строительства и перевозок.
Представители «вооруженных оппозиционных сил», захватившие власть в Сирии, сообщили журналистам о намерениях сохранить хорошие отношения с Россией. Одним из аспектов их успешного развития может стать присутствующий в республике русский бизнес. Что его ждет в свете последних событий — разбиралась «Точка».
Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Башар Асад анонсировал подписания соглашений об экономическом партнерстве с Москвой еще в 2023 году, заявив о планах запустить порядка 40 совместных инвестиционных проектов. Речь шла о таких сферах, как сельское хозяйство, энергетика и транспорт. В активную фазу бизнес-отношения между Дамаском и Москвой входили как раз в период, когда были введены первые пакеты антироссийских санкций. Однако русские компании работали в республике еще с 2011 года, когда Москва начала помогать правительству страны по просьбе сирийского лидера.
В разные периоды времени, за исключением последних трех лет, с Сирией работали «Ростех», «КамАз» и «Росатом». У последнего, к слову, были довольно крупные контракты с правительством по реконструкции различных инфраструктурных и энергетических объектов. Сирия, в свою очередь, предлагала проекты в сфере туризма в прибрежных районах и на севере страны. Однако импорт из России в Сирию был небольшим и оценивался примерно в 0,5 млрд долларов.
Кроме того, в арабской республике неплохо себя чувствовали наши нефтяные и геологические корпорации. Башар Асад всячески поощрял их работу в своей стране.
Более-менее двигалась и туристическая отрасль. Как ранее сообщили в сирийском министерстве туризма, по состоянию на июнь 2024 года компаниями «Олимпик Тур» и «Синара-инт» началось возведение гостиничных комплексов в провинции Латакия. Один отель только начинали возводить, а второй был готов уже на 50%. И завершить их строительство теперь уже, похоже, не выйдет.
По словам главы аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-Траст» Олега Абелева, вопрос присутствия компаний из России в САР диктовался прежде всего экономической целесообразностью.
«Безусловно, это были транспортные проекты, так или иначе связанные с помощью стране по линии военно-промышленных заказов и с поставкой туда углеводородов в обмен на поставки продовольствия в Россию. Думаю, что ряд из них сейчас будут поставлены на паузу, и стороны будут пытаться понять, чем закончится текущая ситуация», — приводит его словам «Коммерсант».
Эксперт Российского совета по международным делам Георгий Асатрян настроен более пессимистично. В беседе с «Точкой», он отметил, что с приходом к власти в Сирии оппозиционных сил русский бизнес в республике оказался под ударом.
«Будущее многих наших проектов в САР действительно находится под вопросом. И хотя говорить о их полной заморозке пока рано, положительных прогнозов лучше не делать. Особенно касательно правительственных проектов. Там крупные контракты и правда могут зависнуть надолго, если вообще не потеряют своей актуальности», — отметил спикер.
В целом, по его словам, верить дружелюбным заявлениям пока не стоит. Экономические присутствие России в Сирии будет значительно уменьшаться. Но происходить это будет постепенно.
«Нужно понимать, что пришедшие в власти в республике силы не едины. Там есть различные политические кланы и группы. Однако назвать их дружественными к России можно с большой натяжкой. Поэтому мой прогноз такой: постепенно мы будем видеть снижение нашего влияния в республике. Со временем российский бизнес начнут замещать структурами, представленными другие государствами региона. В первую очередь на сирийский рынок пойдут те, кто более дружественен к так называемым “оппозиционным силам” Сирии», — подчеркнул эксперт.
Ранее «Точка» писала о том, что события в Сирии очень напоминают «афганский сценарий». А еще в начале сентября мы рассказывали, что среди местного населения давно нарастало недовольство бездействием России, и времени что-то поправить оставалось мало.
Подготовил Ренат Таневский
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ