Белорусские продукты создают проблемы в Петербурге для местных брендов. Все дело в широком ассортименте товаров при их низкой стоимости.
Белорусские производители захватывают полки в крупных торговых сетях Петербурга. Успех кроется в широком ассортименте и низкой стоимости товаров. При этом некоторые эксперты говорят об «эффективности» их коров и дешевом сыром молоке, но есть мнение, что на самом деле вопрос в фальсификации. Подробнее – в материале «Точки».
Белорусские производители продуктов питания демонстрируют высокую конкурентоспособность на российском рынке, особенно в сегменте молочной продукции. Их успех строится на сочетании широкого ассортимента и привлекательно низких цен, пишет «Деловой Петербург». Эта стратегия настолько эффективна, что некоторые розничные сети даже выбирают белорусские предприятия для производства товаров под собственными торговыми марками (СТМ).
Ряд экспертов подчеркивают, что главное преимущество белорусов – идеальное соотношение «цена – качество». Аналитик INFOLine Светлана Силенина приводит конкретные цифры: в прошлом году Белоруссия произвела 8,75 млн тонн молока во всех категориях хозяйств. Из них 8,566 млн тонн – надой в сельхозорганизациях, что на 425 тыс. тонн больше, чем в 2023 году. При этом население страны составляет всего 9,1 млн человек. Для сравнения, в России произвели 34 млн тонн молока, но на более чем 140 млн жителей.
«Если мы пересчитаем эти объемы на одного человека, то цифры будут несопоставимы. У них очень большие надои, то есть эффективность их коров выше. Поэтому и стоимость молока для закупщиков, переработчиков ниже, чем в России. Но в целом различия именно в качестве продукции нет», – говорит Силенина.

По ее словам, при этом потребители уверены в высоком качестве продукции, а эта уверенность складывалась годами. Речь идет не только о молочной продукции, но и обо всех других продуктах питания.
Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Линда Рыжих добавляет еще один важный фактор – это отлаженная логистика между странами. Тесное взаимодействие и динамичная взаимная торговля способствуют росту присутствия белорусских товаров.
«Конкуренция растет, и это создает сложности для наших производителей. Белорусские производители предлагают нашим сетевым магазинам очень выгодные условия, поэтому закупщики предпочитают работать с ними, а не с отечественными поставщиками», – пояснила Рыжих.
Она также добавила, что цены на сырое молоко в соседней стране регулируются государством, поэтому там оно стоит где-то на 25% дешевле российского.
Линейки белорусских товаров также заметно представлены в крупных сетях: «Семишагофф» (там около 70% завезенной из Белоруссии молочной продукции на полках), «Лента», «Перекресток», «О’Кей» и даже премиальной «Азбуке вкуса». Ценовая конкуренция с российскими брендами здесь, кажется, очевидна.
«Многие отечественные производители очень недовольны экспансией белорусов, но при этом все понимают, что сделать ничего невозможно, потому что никаких заградительных мер нет и это наш партнер. Это не дает возможности российским производителям повышать цены, а торговые сети этим пользуются», – говорит независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.
Параллельно в России растет и производство, и потребление молочной продукции. Как указывает независимый аналитик Александр Анфиногенов, в 2024 году производство молочных продуктов выросло на 6%, а потребление молока – на 2%. В пересчете на чистое молоко каждый россиянин потребил за прошлый год около 250 литров «молочки». Это вдвое выше среднемировых показателей и самый высокий уровень за последние три десятка лет.

Объемы производства молока в России за первые шесть месяцев 2025-го, пишет «Национальное аграрное агентство» со ссылкой на Минсельхоз, выросли на 2,4%. Превышение составляет 3 млн тонн. По итогам текущего года Минсельхоз дает прогноз по росту производства сырого молока на уровне 1-2%, сообщает ИА Milknews.
«Была разница в качестве между российским молоком и белорусским. Это создало белорусским молочным продуктам положительный имидж настолько, что некоторые российские производители запустили специальные линейки продуктов, мимикрирующих под белорусские», – сказал Анфиногенов, добавив, что после введения обязательной маркировки молочной продукции в системе «Честный знак» четыре года назад качество нашей молочной продукции стало выше.
Эксперт напоминает, что доля Беларуси в структуре российского импорта молочных продуктов всегда была значительной. После введения международных санкций она выросла до рекордных 93%. Это создает ощущение тотального присутствия белорусских товаров.
Однако, подчеркивает Анфиногенов, они не вытесняют российских производителей с полок, так как общая доля импорта в молочном сегменте РФ сократилась и сейчас составляет чуть более 11%.
Но на самом ли деле коровы в Белоруссии, дескать, производительнее наших, из-за чего и стоимость молока для закупщиков ниже, чем в России? Сомнение в этом выразил в беседе с корреспондентом «Точки» президент Ассоциации фермеров Ленинградской области и Петербурга Михаил Шконда.
«Например, даже если брать наш ленинградский регион, который топ в России, но белорусы именно сюда, скорее, погонят свое молоко, нежели куда-то в другое место. Я сомневаюсь, что у них более крутые коровы. Я думаю, что весь вопрос касается именно вопроса фальсификации. Люди с опытом знают, что, допустим, пиво, купленное за границей, может странным образом отличаться от купленного у нас, той же марки. Особенно если на нем написано русским языком. Но если это пиво у нас [продается] и написано не русским языком, то есть его не делали для России, то оно будет, скорее всего, схожее по параметрам с тем, который там же и продается. Тоже самое и с продуктами. В Белоруссии достаточно сильное наказание и контроль, если ты вдруг позволишь себе выпустить некачественный товар. Поэтому там никто не будет этим жертвовать», – пояснил эксперт.

В России в плане контроля за продуктом, продолжает спикер, все гораздо хуже. Тот же «Честный знак», по его мнению, ничего не контролирует, а позволяет «залезть» фальсификату в страну через ОАЭ или ту же Белоруссию.
«Кроме того, мы также знаем, что большинство продуктов на полках того же Санкт-Петербурга, которые лежат под вывеской «белорусские продукты», также не имеют отношения к самой Белоруссии. У нас просто логистика выстроена таким образом, чтобы увеличить путь, ввести более запутанную историю для всяких «меркуриев» и так далее. Чтобы система не позволяла полноценно разобрать происхождение продукта – есть там фальсификация или нет. И с этим связана, я думаю, низкая цена, а ни с чем другим. У них в Белоруссии только один плюс, который есть по сравнению с нами – это стоимость трудовых ресурсов. Скорее всего, уже тоже не настолько много, но, тем не менее, они будут подешевле. Это единственный плюс, за счет чего они могут сэкономить, а не в производительности коровы. Кормозаготовка у них тех же денег стоит, что и у нас на юге, где нормальный климат и все остальное», – подчеркнул Михаил Шконда.
По его словам, конечно же, есть и настоящие белорусские продукты, но они и по цене от российских далеко не ушли.
«Поэтому мы возвращаемся всегда к одному и тому же: если эта продукция сделана из нормального настоящего сырья, например, молока, мяса, то фермеру бояться конкуренции нет никакого смысла. Потому что себестоимость примерно одинаковая, варьируется не очень сильно – только от масштаба производства она может меняться. Здесь больше ручного труда, там больше автоматизация – от этого будет зависеть, и от всяких «честных знаков», которые до 50% себестоимость увеличивают», – заключил спикер.
Ранее «Точка» рассказывала о том, что эксперимент депутата Ржаненкова с покупкой продуктов на тысячу рублей в одном из сетевых магазинов Петербурга обернулся скандалом.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ






