Амбиции Дональд Трампа по «возвращению» Панамского канала чреваты экономическими последствиями не только для Китая, но и для России.
Пока Евросоюз возмущается «аннексией» Крыма, новый президент США заявил о намерении «вернуть» Канаду, Гренландию и Панамский торговый канал. И это даже не спорные территории. С Гренландией все понятно, а вот в случае «изъятия» в пользу Штатов Панамского канала экономическим интересам России может быть нанесен серьезный ущерб. О том, зачем Трампу этот торговый путь, насколько он важен для всего мира и почему США вообще считают возможным заявлять на него претензии — в материале «Точки».
Трамп хочет канал
Новый, но пока не вступивший в должность президент США Дональд Трамп озаботился принадлежностью Панамского канала. Пока выступает преимущественно в соцсетях, зато громко.
Например, американский лидер заявил:
«Сборы, взимаемые Панамой, крайне несправедливы. Этот грабеж нашей страны немедленно прекратится… «Это (передача управления каналом Панаме в 1999 году) было сделано не для пользы других, а просто в знак сотрудничества между нами и Панамой. Если принципы, как моральные, так и юридические, этого великодушного жеста дарения не будут соблюдены, то мы потребуем, чтобы Панамский канал был возвращен нам, полностью и без вопросов».
При этом, помимо «необоснованно высоких» пошлин, еще одну проблему президент США увидел в растущем влиянии Китая. По мнению политика:
«Управлять каналом должна была исключительно Панама, а не Китай или кто-либо другой! Мы бы никогда не допустили, чтобы это (управление) попало не в те руки!».
Несмотря на то, что Трамп в качестве главной угрозы называет КНР, сама возможность того, что Вашингтон начнет «возвращать» себе Панамский канал, создает определенные риски и для России.
Панамский канал в принципе один из важнейших судоходных путей, который соединяет Восточное и Западное полушария планеты. Через него в 2023 году проходило 6% всей мировой морской торговли. По данным на 2024 год речь шла о 14 000 судах, которые перевезли порядка 203 миллионов тонн грузов.
Важно подчеркнуть, что Панама в смысле судоходства занимает принципиально нейтральный статус, невзирая на внешнеполитическую конфронтацию в мире. Проще говоря, российские корабли проходят через канал на общих основаниях, просто уплатив пошлину.
В 2022 году правительство Панамы отдельно подтвердило, что Россия пользуется и продолжит пользоваться каналом «на условиях полного равноправия с другими странами». Об этом официально завил изданию «Известия» посол России в Панаме Евгений Бойков.
Большое тайное судоходство
Открытых данных о том, сколько именно грузов и на какие суммы Россия транспортирует через канал, в открытом доступе нет. Но примерное представление все же составить можно. Канал сейчас является тем путем, через который наша страна осуществляет судоходную торговлю со странами Южной Америки. Основными партнёрами здесь являются Куба, Венесуэла и Бразилия. Торговый оборот с этими государствами у России стабильно, на десятки процентов в год, растет.
Например, с Кубой в 2023 году он составил порядка 136,7 миллионов долларов, увеличившись в сравнении с 2022 годом в 9 раз. При этом, как сообщает Минтранс России, в том же 2023 году объем именно морских грузоперевозок вырос на 14% в сравнении с 2022 годом.
В первом полугодии 2023 года торговый оборот с Венесуэлой вырос на 70% и составил 150 миллионов долларов. О том, насколько вырос объем именно морского торгового судоходства, данных снова нет, но примечателен тот факт, что в апреле 2023 года в публичной сфере появилась информация о намерениях Москвы и Каракаса создать совместную торговую судоходную компанию.
Оборот с Бразилией в 2023 составил 1,6 миллиарда долларов. При этом, 1,5 миллиарда Бразилия потратила на товары из России. И судоходство (общее, не только российское) в тот же период в этой стране побило рекорды, достигнув отметки в 349 миллионов тонн грузов.
Отсутствие точных данных по российским морским перевозкам в данном случае вполне понятно – Запад усиленно охотится за нашим «теневым флотом». А по факту, уже практически за любым торговым кораблем под российским флагом, блокируя швартовку таких судов в любых европейских странах и странах-«партнерах» коллективного Запада.
Несмотря на это Панамский канал остается свободной зоной прохода для российских кораблей. Однако в случае, если Трамп от слов про экспансию на территорию канала перейдет к делу, ситуация может очень резко поменяться. Хотя бы потому, что в истории канала на уровне официальных документов в прошлом были обозначены не просто протекционистские, а монопольные условия в пользу США.
Долгострой планетарного масштаба
Здесь нужно хотя бы кратко рассказать про историю этого глобального проекта.
Мысль о том, что нужно прорыть канал, разделяющий американские континенты, и соединяющие Атлантический и Тихий океан посещала испанских инженеров еще в XVI веке. В 1790 году проект разработал итальянский географ на службе испанской короны Алессандро Маласпина, однако идея так и осталась на бумаге.
Вновь к ней вернулись лишь в первой половине XIX века. При этом, в регионе пересеклись интересы США и Британии. Впрочем, Штаты в 1850 году хотели прокалывать канал через Никарагуа. Однако, в 1879 году, внезапно, в эту историю зашла Франция, которая и начала строить новый торговый путь. Но потерпела колоссальное фиаско с коррупцией, растратами и смертями около 20 000 человек на строительстве канала. Историки называют провал строительства одной из основных причин того, что в 1893 году на парламентских выборах во Франции с результатом в 80% голосов победила левая оппозиция, что во многом предрешило закат Третьей Республики.
В 1898 году случилась успешная для Штатов испано-американская война, в основном за колониальные территории Испании. И здесь уже Вашингтон вновь вернулся к идее строительства канала. Сначала из региона и от проекта была отодвинута Британия, которая на тот момент постепенно увязала в конфликте с африканскими бурами.
Затем права на строительства канала были выкуплены у Франции. Кстати, методом весьма остроумной махинации. Конгресс США сначала одобрил постройку никарагуанского канала, французы, поняв, что у них теперь остался «чемодан без ручки» и скоро может возникнуть соседний и работающий маршрут, продали свои права на строительство Штатам. А затем Конгресс «передумал» и стал строить канал через Панаму по выкупленным у Парижа правам.
Дальше возникла проблема с Колумбией, частью которой на тот момент была и Панама. Дело в том, что согласно концессионному соглашению с Францией в случае, та должна была построить канал к 1904 году. В противном случае все имущество и уже готовая инфраструктура должны были перейти к Колумбии на безвозмездной основе. Поэтому, собственно, в 1903 году Колумбия отказалась ратифицировать договор с США. Эту проблему Вашингтон решил в типично своем духе. Ввел в Колумбию войска и фактически организовал из Панамы новое «самостоятельное» государство. И уже с новым панамским правительством заключил соответствующий договор.
В котором была очень любопытная деталь. По факту, в документе признавалось право на свободное прохождение международных судов. Но с важнейшей оговоркой о том, что
«Эти постановления не будут распространяться на те меры, которые США сочтут необходимым принять для защиты Панамы и поддержания порядка в зоне канала».
Ну и понятно, не только зона канала, но и все это государство стало протекторатом Штатов с марионеточным правительством и прочими особенностями жизни «крипто-колонии». Характерно здесь и то, что в 1904 году канал стала строить не какая-то американская частная компания, а Министерство обороны США. В ходе этой стройки погибло еще 5855 человек.
Конфликтный канал
В итоге первое первым судном, которое прошло по этому пути 15 августа 1914 года, стал американский пароход SS Ancon. Это, кстати, важный символический сюжет в контексте претензий Трампа к Китаю, поскольку первым судном, которое прошло через уже реконструированный и расширенный канал в 2016 году, был китайский контейнеровоз Cosco Shipping Panama.
Но вернемся в XX век. Южную Америку лихорадило (впрочем, как и сейчас), а параллельно, уже после Второй Мировой, не только силу, но и популярность набирал Советский Союз и идеи социальной справедливости. Южная Америка и Панама в этом вопросе не были исключением.
В 60-е Панама пошла на разрыв дипломатических отношений с Вашингтоном. Американские власти, боясь окончательно потерять контроль и над каналом, и над регионом, решили «подарить» судоходную артерию местным властям. Так в 1977 году был заключен договор Торрихоса-Картера о полной передаче канала в юрисдикцию Панамы 31 декабря 1999 года.
До этого в Панаме в 1983 году к власти пришел диктатор Норьега, который в какой-то момент решил забрать канал в одностороннем порядке. Но власти США снова ввели войска в регион, и в 1990-году Норьега оказался в американской тюрьме.
Однако, в 1999 году Штаты все же передали канал Панаме. На торжественной церемонии присутствовал экс-президент Джимми Картер, который в 1977 и заключал этот договор.
Такое неукоснительное следование собственным договоренностям со стороны США сейчас даже как-то удивляет. По всей видимости, одной из причин этой передачи было то, что исчезла «советская угроза». А Вашингтону нужно было показать, что и Штаты способны на широкие жесты в адрес стран Южной и Латинской Америки, которые США видели и видят своим «задним двором» еще с XIX века. Но в XXI веке внешнеполитическая конъюнктура снова поменялась и теперь уже Трамп хочет «вернуть эту воду себе».
А что Панама?
Нынешний президент Панамы, Хосе Рауль Мулино опубликовал официальный протест против позиции Трампа, в котором говорится:
«Я хочу четко заявить, что каждый квадратный метр Панамского канала и прилегающей к нему территории принадлежит Панаме и будет таковой. Суверенитет и независимость нашей страны не подлежат обсуждению. Канал не имеет никакого контроля, прямого или косвенного, ни со стороны Китая, ни со стороны Европейского сообщества, ни со стороны США или какой-либо другой державы. Как панамец, я категорически отвергаю любые проявления, искажающие эту реальность. И он будет продолжать находиться в руках Панамы как неотъемлемое наследие нашей нации и гарантировать его использование для мирного и бесперебойного транзита судов всех стран, как это установлено нашей Конституцией и Договором о нейтралитете».
Но на это Трамп в своих социальных сетях ответил: «Это мы еще посмотрим».
Что в итоге?
Дональд Трамп уже довольно давно известен всему миру, как эксцентричный политик, делающий громкие и провокационные заявления. Но если допустить, что за словами о Панамском канале стоит что-то большее, чем просто мнение, то нас может ожидать глобальный экономический передел. От которого могут существенно пострадать как страны Южной Америки, так и Азии, а также Россия.
Ряд конспирологов уже намекают на то, что с Россией в этом смысле возможен «размен»: США прекращают поддержку Украины и соглашаются с наличием у России новых территорий, а мы «закрываем глаза» на возможную (очередную) интервенцию США в Панаму. Но, честно говоря, верится в это слабо, да и интересантов в текущем, подчеркнуто нейтральном статусе Панамского канала, слишком много. Причем Россией они не исчерпываются.
Что характерно, ни у кого особых сомнений не вызывает тот факт, что если Трамп все же получит в руки канал, то тут же ограничит его судоходство и отменит всякий нейтралитет и свободное перемещение. И для России в том числе, – давайте не будем забывать, что именно Трамп ввел более двухсот санкционных мер против нашей страны за период своего первого президентства. И это без всякого украинского конфликта.
В общем, кажется, России и Китаю придется, как минимум, обратить более пристальное внимание на безопасность и реальный суверенитет Панамского государства, а то и защитить от какой-нибудь «внезапной» цветной революции, а то мало ли…
Ранее «Точка» сообщала о том, что переворот в Сирии – лишь начало работы новой администрации США против ключевых игроков многополярного мира, по мнению экспертов, далее Россию попытаются вынудить предать Китай.
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ