К началу 2025 года русские вплотную приблизились к Красноармейску (украинское название Покровск), противник принимает ответные меры. Фронтовые прогнозы аналитиков для России оптимистичные, но обстрелы наших городов могут усилиться.
Армия России вплотную подошла к Покровску, бодание за стратегически важный населенный пункт все ближе. Киевские власти к такому развитию событий тоже готовы и припасли последний аргумент в споре: наступление ВСУ, о котором в последние дни так много говорят, якобы вот-вот начнется. О том, куда может ударить противник и что всех нас ждет в 2025 году, корреспонденту «Точки» рассказал военный аналитик Влад Шлепченко.
Покровский вопрос
— Влад, в последних числах декабря ТАСС со ссылкой на силовые структуры сообщил, что ВСУ оттянули существенную часть войск к основной линии обороны у границы с Днепропетровской областью к юго-западу от Покровска. Речь идет об окрестностях населенных пунктов Новоалександровки, Новосергеевки и Надеждинки. Как вы оцениваете ситуацию? Они там окопаются и будут обороняться или это все же подготовка к новогоднему контрнаступлению?
— А оно другому не мешает. Последние четыре месяца главком ВСУ Сырский заставляет войска драться на Донбассе при очень жестком дефиците пехоты. При этом по тылам у него шарится явно достаточно крупное механизированное соединение из нескольких бригад. То есть одно другому не противоречит.
Что касается этих линий обороны, то тут можно заметить, что противник каждый раз отходит на еще более слабую позицию. Вот Авдеевку они заливали в бетон с 2015 года, под Курахово копали чуть попозже, район Великой Новоселовки укрепляли с 2023 года. Сейчас они отходят на позицию, которую копали где-то пару месяцев. Понятно, что это как бы их военная пропаганда, но в реальности, чем они дальше отходят к Днепру, тем сложнее им обороняться. Во-первых, нет хороших укреплений, во-вторых, сам ландшафт другой, местность ровная и не такая урбанизированная. Там больше полей, а при нынешней специфике вооружений цепляться им легче всего за города, хотя бы какие-то рабочие посёлки, посёлки городского типа.
Промышленных предприятий там уже меньше. Поэтому они построили что-то на границе с Днепропетровской областью, и я думаю, что в ближайшее время мы будем смотреть на то, что с той стороны будет приходить зрада. Ой, зубы дракона вдоль дороги положили, ой, окопы выкопали, а хлопцев нэма. Вот такой в реальности будет ситуация, потому что там обороняться им сложнее будет.
— Влад, вы сказали, что у них по тылам шарится крупное механизированное соединение и как раз не так давно в Сети начали появляться снимки техники ВСУ с новым тактическим знаком – белым квадратом. Ее видели то на границе с Брянской областью, то на Покровском направлении. Понятно, что противник пытается нас запутать, но ударный кулак уже сформирован. Где нам ждать удара? Где формируется плацдарм?
— Так это же самый главный вопрос, над которым думают и у нас, и у них. И, скорее всего, он уже неоднократно решался и менялся, потому что саму технику более-менее массово замечали как раз на севере, это Черниговская область, если не ошибаюсь. Еще по крайней мере одна единица попала в кадр нашего ударного оптоволоконного дрона, который ее, вероятно, сжег на юге.
Если мы видим основной массив данных, который приходит с севера, и единичный случай с юга, то можно предположить, что Сырский либо ведет какую-то оперативную игру, либо просто дернул небольшое подразделение и банально заткнул дырку. И там, в принципе, до четырех бригад может быть, потому что мы знаем, что в сентябре-октябре ВСУ перешили четыре бригады 150 серии: 159, 158, 157 и 156. И где они там шарятся – это самый интересный вопрос, который волнует наш Генштаб.
— А как и где они могут попытаться ударить?
— Я бы не исключил попытку проскока через территорию Белоруссии. Они могут попытаться зайти и проскочить мимо Гомеля и выйти в тыл нашим оборонительным позициям в Брянской области, а затем распечатать себе коммуникации ударом с тыла. Безумный немного вариант, но почему нет?
Вот то же самое по Курской области. Они же вцепились в нее зубами, хотя военной необходимости держаться за нее нет никакой. Но политическая довлеет настолько, что они туда гонят и гонят солдат. У них ситуация постоянно меняется, скорее всего. Почему они никак и не нанесут удар? Обстановка на фронте ведь тоже не статичная. Вот сейчас у нас стал образовываться плацдарм за Осколом, а это тяжелейшая для них угроза. Ну и по Запорожью что-то делать нужно. Одно дело, если они принципиально приняли решение, что сдают левобережье, а другое дело, если они дерутся за него. И тут уже вариант — можно механизированными частями попытаться нанести контрудар.
Кстати, вот под Покровском Тарнавский (генерал Александр Тарнавский, командующий оперативно-тактической группировки ВСУ «Донецк») как раз в декабре сразу как получил должность пару бригад погнал в наступление и положил их. Контрнаступление — такая штука, коварная. Потому что когда слабейшая сторона (ВСУ) переходит в контрнаступление, то сильная сторона (армия России) очень сильно ускоряет продвижение, это известная закономерность.
— Если противник начнет наступление со стороны Покровска, наши войска готовы его встретить?
— Это уже там происходило. По-моему, 3-ю бригаду нацгвардии оперативного назначения (Украины) положили хорошо, прям конкретно, это было в районе Шевченко. Там был опорник, который они потеряли – банально не успели завести пехоту. И кидали от Песчаного вот эту 3-ю бригаду, чтобы отбить его. Вот так они буквально за полосу в пару километров положили целую бригаду.
Поэтому вполне рабочий вариант контрудара на Запорожье. Притом как под Покровском, так и южнее, в районе Гуляй поля, например. Но все зависит от того, чего они хотят. Потому что у Киева военная необходимость не такая значимая, как политические соображения. И уже в зависимости от этого они будут принимать свои решения, потому что одно дело воевать по науке, а по науке, по большому счету, им нужно было сдаваться. При таком балансе сил, при таком балансе потерь войну надо просто завершать, подписывать капитуляцию и принимать самые тяжелые условия, которые тебе выставят.
Понятно, что у нас нет таких оперативных успехов, но на той стороне уровень потери такие огромные, что вся страна в кладбищах. Но руководству страны на это наплевать, у него политическая необходимость, потому что само руководство вахтовым методом сидит и управляет. А вот куда они ударят — вопрос хороший. Скорее всего туда, где посчитают что будет наиболее громкий успех.
Куда дальше?
— Наши войска продвигаются к Покровску, мы его освободим. Но куда двинемся дальше? На север, к Краматорску или в сторону Днепропетровска?
— Тоже интересный вариант. Я думаю, что часть сил будет переброшена куда-то на север, развивать успехи в Харьковской области, при этом давление возможно продолжится на юге, группировкой «Восток» к Запорожью. Пока это наиболее вероятное предположение. Сейчас мы можем судить только по анализу данных из открытых источников. Но ключевой вопрос для принятия решения – это реальная обстановка на местах, расположение войск на карте.
И у нас в Генштабе, и у них в Генштабе разведка поработала и показала: у нас такое сосредоточение войск здесь и здесь, вот тут такие позиции накопаны, тут такие. Оперативно-тактические решения принимаются не по географической карте, а в зависимости от того, что есть у противника. Потому что нам же бить врага надо, правильно? У нас стратегия как раз под политические цели войны завязана, а оперативно-тактический уровень зависит от того, кто какие силы и где видит.
— Хорошо, но вот по данным из открытых источников что можно сказать?
— Запорожье — вероятно. Развитие давления на Днепропетровск — возможно. В то же время возможен перенос и на север для того, чтобы развить успехи в Харьковской области, потому что для нас это очень важный регион.
Будущее войны
— Влад, лидер киевского режима Зеленский анонсировал важное решение США в поддержку Украины 30 декабря. О чем может идти речь?
— Ой, это все из разряда слухов о том, что избранный президент Трамп сейчас как посадит Путина за стол переговоров, как наругает его, как заставят помириться, как заставит выплатить компенсацию и вернуть территорию. Тут дурак думкой богатеет. Вообще я не понимаю всю суету по поводу того, что сейчас наступит перемирие и все завершится. С чего люди все это взяли?
Давайте все разложим по полочкам: Россия добилась своих целей, хотя бы предполагаемых? Нет. У нас СВО начиналась для того, чтобы Украина никогда не вошла в состав НАТО, вся эта денацификация — это лозунги, но в реальности Запад совершенно безалаберно влез в нашу зону безопасности. Что предлагает Трамп через своего советника Кита Келлога? По крайней мере, что официально звучит? Что Украина войдет в состав Альянса. Ну замечательно, ребята, зачем нам тогда мириться? Давайте мы тогда ее окончательно разберем.
Как я уже сказал, если нет национального государства – нет смысла говорить с Киевом об этом с позиции национального государства. Там все руководство вахтовым методом сидит. Оно потом в Лондон отъедет, как Залужный, вот и все. Британцам — да это же просто золото, они же впихивают США в эту войну, как уже континентальных европейцев туда впихнули. Там же Германии Великобритания руки выкручивала по всем вопросам. Сейчас британцы американскую глобализацию ломают и европейцев убивают экономически. Для них это все кайф.
Европа несет потери, но она не субъективна. И получается, у тех, кто реально принимают решения, у нет поводов быть довольными тем, что достигнуто на данный момент. Они нас не победили на поле боя, не сложили нас, нет деколонизации, нет расчленения России. Москва не сломала Украину и не добилась того, чтобы Запад перестал лезть в нашу зону безопасности. Поэтому я думаю, что все это, скорее всего, закончится пшиком.
— И 2025 год будет таким же тяжелым и сложным, как и 2024-й?
— А вот тут я несколько оптимистично смотрю на происходящее. На поле боя, наверное, успехи пойдут. Мы в 2023 году решили проблему с авиацией, вернули ее на поле боя. С осени прошлого года и весь этот год наши ВКС работали ФАБами с УМПК, разнося оборону противника, ну прям красота. Без этого мы никакую Авдеевку не взяли бы, просто положили бы пехоту, сожгли танки и остались бы на прежних позициях.
Далее — сейчас из того, что я вижу, происходит возвращение на поле боя нашей артиллерии. У нас при Шойгу была недееспособная авиация и точно также недееспособная была артиллерия. По дальностям – у нас отсутствовали высокоточные снаряды, отсутствовал разведывательного-ударный контур и т.д. Сейчас же появились снаряды большой дальности — видно это даже для 122 калибра, это китайского формата снаряды. И вряд ли КНР нам поставляет свои снаряды, скорее всего, они продали оборудование для производства. Американцы как раз писали недавно, что Пекин передал нам промышленное оборудование.
Дальше пошел в ход артиллерийский комплекс 2С43 «Мальва», буквально на днях было сообщение о неком «Гиацинте», который стреляет на 50 километров. Там либо приукрашивание ситуации от Министерства обороны, потому что штатный «Гиацинт» стреляет на 30 километров, либо это экспортная его модификация под калибр в 155-мм, по баллистическим стандартам НАТО. Вот он уже может на 50 километров бить. M1989 Koksan (дальнобойные артиллерийские системы) приехали от Ким Чен Ына. Так что мы видим, что будет в большом количестве возвращена артиллерия. Ну и беспилотники.
— А что противник?
— Для ВСУ логичным было бы оставить левый берег Днепра, встать по реке, поскольку за водной преградой обороняться проще. Плюс сократится протяженность линии фронта, а высвободившиеся резервы можно отправить на север и под прикрытием вот этого всего, долбить нам по городам ракетами и дронами. Они же за осень большое количество дронов и ракет презентовали: «Рута», «Пекло» и все остальное.
Там центральные показатели у них – под 700 километров дальность и все остальное. Но даже если 300-400, нам уже мало не покажется. Вот такая стратегия на 2025 год. То есть, скорее всего, на фронте у нас будут дела идти намного бодрее, а вот по городам будет прилетать намного чаще.
Ранее «Точка» писала, что вражеские инженеры активно работают над новой ракетой «Трембита», которая станет лишь первой ласточкой в целой серии боеприпасов, создаваемых для ударов по русским городам. В настоящее время изделие способно бить на дальность в 200 километров, но в будущем появятся снаряды, дотягивающиеся до Москвы.
Подготовил Сергей Дзержинский
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ