Трамп не продлил «нефтегазовую» лицензию L8, чем поставил Европе энергетический ультиматум: либо покупайте у США, либо сами попадёте под санкции.
Западные СМИ пишут о «тихих санкциях» США в адрес России в нефтегазовом секторе. Трамп не продлил лицензию на работу иностранных компаний с российскими банками в топливно-энергетическом секторе. Дело, однако, здесь не в политике, а в желании Трампа монополизировать для себя европейский рынок энергоресурсов. Для России, впрочем, всё это выглядит малозначимым, и убытков наша экономика не понесет. О том, что за лицензию не продлил Трамп, на какие суммы он рассчитывает и почему есть сомнения в том, что у него что-то получится, читайте в материале ИА «Точка».
«Тихие» санкции
Президент США Дональд Трамп в последнее время в позитивном ключе высказывается о ходе переговорного процесса как с Россией, так и с Украиной. Что не мешает ему вводить новые антироссийские санкции в нефтегазовой сфере.
В частности, речь идет о том, что 12 марта 2025 года истекла так называемая «Генеральная лицензия 8» (L8) Министерства финансов США, которая позволяла легальную оплату нефтегазовой и угольной продукции иностранным компаниям в подсанкционных российских банках: Сбере, ВТБ, ВЭБ, Альфа-банке и ряде других.
Как заявил по этому поводу глава Минфина США Скотт Бессент:
«Всё это является частью плана Трампа для успешных переговоров. Он хочет оказать максимальное давление на обе стороны».

Правда, есть некоторые сомнения, что в данном случае Трамп ставит перед собой именно политические, а не экономические задачи. Решение которых позволит «выдоить» из Европы еще больше денег за СПГ и нефть.
Суть этой ситуации в том, что лицензия L8, которую подписал еще Джо Байден 14 июня 2022 года (тогда она называлась 8С, но суть от этого не меняется), давала определённые послабления европейским нефте- и газоперерабатывающим компаниям. Они могли свободно оплачивать российские нефть и газ напрямую, в российских банках, не боясь, что за такие платежи подвергнутся вторичным санкциям.
Лицензия эта Байденом продлевалась примерно раз в полгода. Судя по всему, по горячим просьбам европейских партнеров. Поскольку покупать у третьих стран нефть и газ (всё равно фактически российские, но официально, как будто индийские, китайские или, допустим, нидерландские) было очень дорого. Не способствовало адекватному энергопотреблению Европы и американское «щедрое предложение» покупать СПГ и нефть у Штатов по ценам «свободного рынка». Ну, то есть по 70–100 долларов за баррель, плюс транспортные и логистические издержки.
Но Трамп сейчас этим «не продлением» лицензии, фактически, ставит Европе ультиматум. Вы будете покупать нефть и газ только у США. При этом ещё и по более высокой цене.

Чтобы было понятно, о каких цифрах идет речь, скажем здесь, что за 2024 год Россия наторговала нефти и газа с европейскими странами на 30 миллиардов долларов. И это официальные продажи, а не «параллельный экспорт», «теневой флот» и прочие вещи из сферы «мировой серой экономики».
За тот же период США продали Европе нефти на 12,17 миллиарда долларов, а СПГ — на сумму в 12,73 миллиарда. То есть это в совокупности где-то 24–25 миллиардов долларов, что уже практически впритык к тем суммам, которые получает Россия.
«Маловато будет!»
Но Трампу, понятным образом, этого мало. И то, что сейчас происходит, называется не «давление на Россию в переговорном процессе», а «агрессивная конкуренция с использованием административного ресурса».
Кстати, такое мнение озвучил и депутат Государственной Думы Алексей Чепа в интервью «Ленте.ру»: «Я уже говорил о том, что какие-то санкции будут смягчать, какие-то снимать, а другие могут даже ужесточить… США делают всё из своей выгоды, это недобросовестная конкуренция. Так и на этот раз рестрикции направлены в первую очередь на нефтегазовый сектор».
К слову, аналитики уже предсказывают рост цен на нефть на западном рынке, минимум, на пять долларов за баррель. При таких условиях Штаты будут поставлять Европе меньше нефти, но за куда большие деньги. Та же история произойдет и с газом.
И Европа купит, потому что у неё просто не останется выхода. Ну, как минимум, те страны ЕС, которые горячо поддерживали и сами вводили антироссийские санкции в ресурсном секторе. У тех же Венгрии и Словакии в этом смысле несколько иные проблемы в виде украинской логистики. Хотя нынешние рестрикции США могут «вторичным образом» затронуть и их топливно-энергетические компании. Сама логика этих санкций просто не предполагает каких-то исключений.
Трамп ведь не ввёл что-то новое и даже не отменил что-то старое, а просто не стал продлевать существующую норму. И этот шаг, о котором, кстати, американский президент на момент написания этого материала не сделал ни одного заявления и вообще не обмолвился ни полусловом, может принести экономике Штатов как минимум пару десятков миллиардов американских зелёных денег.

Впрочем, вот здесь уже есть свои политические нюансы. ЕС, конечно, борется и с «теневым флотом Путина», и уже который год громогласно отказывается от «российских энергоносителей», но 30 миллиардов за российские нефть и газ в 2024 году говорят лучше любых громких заявлений.
С Трампом и нынешним Вашингтоном у Брюсселя наметились очевидные политические разногласия. К тому же угрозы Трампа налагать дополнительные пошлины не только на канадские и мексиканские, но и на некоторые европейские товары создают и экономическую напряженность. Последнее такое заявление, кстати, касалось европейского алкоголя и увеличения пошлин на 200%.
И это только алкоголь, а в жизни Европы нефть и газ всё же несколько важнее вина, шампанского и даже коньяка. Поэтому здесь дальнейшая реакция может быть очень интересной. Ну, или не быть, и тогда с экономикой и промышленностью Европы всё станет ещё хуже, потому что ресурсы для неё будут стоить ещё дороже, а идти дольше и куда сложнее.
Что в итоге?
Важнейшим вопросом в этой истории, конечно, является то, как это всё отразится на России? По мнению независимого эксперта в топливно-энергетической сфере Владимира Демидова, которое тот озвучил «Аргументам и фактам», примерно никак.
«Российские банки уже находились под санкциями, запрет на взаиморасчеты через них за поставленные энергоресурсы уже действовал. Тем не менее, мы успешно экспортировали нефть и получали выручку. С 13 марта вернёмся к прежним схемам взаиморасчетов через другие банки… Ничего с нашим энергетическим экспортом не случится. Объёмы продаж не сократятся. Возможно, вырастут транзакционные издержки, но это минимальные потери, на фоне общих нефтегазовых доходов России они будут ничтожно малы», — заявил эксперт.
Проще говоря, в экспертном сообществе есть большие сомнения даже в том, что хоть как-то изменится система потребления энергоносителей в ЕС. Хотя ситуация отдаёт определённым комизмом: ЕС сейчас будут избегать во многом собственных же рестрикций, которые радостно вводили и вводят до сих пор против России.
Но, во-первых, Трамп и его команда теперь могут говорить о том, что оказывают на Россию беспрецедентное давление; во-вторых, говорить своим избирателям, что укрепляют американский нефтегазовый рынок и расчищают рынок Европы от конкурентов. Ну, и, в-третьих, обещать прибыли в национальный американский бюджет, новые рабочие места в нефтегазовой индустрии и прочее жизнерадостное в плане экономики, с чем Трамп входил в президентскую гонку.
Для России и определённой части наших граждан, которые почему-то решили, что «Трамп — наш слоняра», эта история является очень показательным моментом, который ясно демонстрирует, что США нам ни разу не друзья, но с ними хотя бы сейчас можно более или менее нормально конкурировать, потому что они ставят во главу угла собственные национальные интересы. Хотя и защищают эти интересы максимально спорными методами.
Ранее «Точка» сообщала о том, что президент Сербии предложил выкупить долю российских компаний в нефтяном сербском концерне Naftne industrije Srbije, опасаясь максимально жестких американских санкций.
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ