Арбитражный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры, обратив 55% акций Петербургского нефтяного терминала в доход государства. Поводом для обращения в суд стало наличие иностранного гражданства у детей основателя ПНТ.
Арбитражный суд полностью удовлетворил иск Генпрокуратуры, передав государству 55% акций стратегически важного Петербургского нефтяного терминала. Поводом для обращения в суд стало наличие иностранного гражданства у детей основателя ПНТ. Конфликт между совладельцами терминала – Еленой Васильевой и братьями Скигиными – вылился в судебные баталии и якобы попытки рейдерского захвата. Но супруга основателя ПНТ Сергея Васильева пошла еще дальше. Подробнее – в материале «Точки».
Национализация терминала
Решение по Петербургскому нефтяному терминалу, кажется, уже принято. По крайней мере об этом 7 апреля сообщили многочисленные СМИ.
«Генпрокуратура просила суд обратить в доход государства 2 753 акции ПНТ и признать недействительными сделки, совершенные в период с 2016 по 2020 год», – сообщает ТАСС.
«Иск удовлетворить», – говорится в определении суда.
Генпрокуратура обратилась в арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области 19 января. Как рассказывала тогда «Точка», в доход государства хотели обратить акции, принадлежащие гражданам Германии и Франции – детям умершего в 2003 году бизнесмена и основателя ПНТ Дмитрия Скигина.
Ответчиками по делу, сообщал ТАСС, выступали компании Tujunga Enterprises Ltd, «Алмонт холдинг лимитед» и «Новомор лимитед».
Дело к этому шло
Речь о трех сделках по покупке акций с участием трех выше перечисленных компаний, пишет РБК. По данным ГП, через структуру «Туджунга» наследники Скигина сначала приобрели 27,3% акций предприятия, а позже довели свою долю до 50% уставного капитала. Это, как подчеркивают в надзорном органе, предоставило им возможность напрямую влиять на управление компанией, включая принятие решений, способных парализовать ее работу.
В Генпрокуратуре считают, что действия акционеров нарушили законодательство, запрещающее зарубежным владельцам контролировать стратегически важные для обороны предприятия без одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Кроме того, в 2023 году, по версии ведомства, «иностранные участники» спровоцировали масштабный корпоративный конфликт, вылившийся в серию судебных исков.
В рамках расследования арбитражный суд наложил арест на все акции ПНТ. Нефтяному терминалу также было запрещено приостанавливать производственные процессы или совершать действия, угрожающие интересам сотрудников. Эти меры, как отмечают в Генпрокуратуре, направлены на сохранение стабильности предприятия в условиях правовых разбирательств.
Бизнес «на птичьих правах»?
Политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков в своем Telegram-канале отмечал, что подход генпрокуратуры для гражданского оборота «довольно негативен».
«В таких случаях под угрозой может оказаться огромное количество бизнесов, где собственники приобрели свои активы десятки лет назад и полагаются на классические подходы судов. Да и сами органы власти, особенно в нынешней ситуации санкционного давления должны бы быть гарантом торжества закона. В ГД, например, уже несколько лет рассматривают законопроект который должен снизить количество претензий для отъема бизнеса. Так, депутатам удалось защитить фермеров в Ставропольском крае, ряд санаторно-курортных объектов и т.д.», – написал политолог.

По его словам, вопрос безопасности инвестиций по-прежнему стоит остро. Гращенков выразил мнение, что в этой ситуации интересы правительства, экономического блока, инвесторов и силовиков могут расходиться.
«Как и в случае KPI для некоторых губернаторов и контролирующих их органов. Тем не менее, нужно выработать какую-то внятную единую стратегию, при которой и бизнес не чувствовал бы себя у нас в стране «на птичьих правах» и силовые ведомства могли бы продолжать эффективно работать, не перекрывая кислород инвесторам», – заключил президент ЦРРП.
Битвы за бизнес
Сам корпоративный конфликт вокруг терминала развернулся между женой бизнесмена Сергея Васильева Еленой (ей передано 50% акций) и братьями Михаилом и Евгением Скигиными, которые владели другой половиной. Стороны выясняли отношения сразу в нескольких судебных разбирательствах.
Михаил Скигин в октябре 2023 года подал заявление в УМВД по Петроградскому району по поводу «пропажи» Сергея Васильева. Петербургская прокуратура считала, что доверенность о передаче 50% акций супруге бизнесмена оформлялась без участия последнего. А на время расследования судом был наложен арест на эти акции, право голоса Васильевой на акционерных собраниях ограничили.
Уже через несколько дней на сайте терминала появилась новость, дескать, совершена попытка рейдерского захвата предприятия со стороны «Туджунга».
«В ПНТ сообщили, что компания с помощью поддельных документов «с целью фальсификации данных реестра юридических лиц» направила в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы (ФНС) заявление о прекращении полномочий гендиректора ПНТ Владимира Грызлова «и возникновении полномочий у контролируемого ими иного физического лица». В итоге ПНТ оспорил в суде решение о прекращении полномочий гендиректора Владимира Грызлова. Арбитражный суд приостановил смену гендиректора», – передавал РБК.
Вместе с тем наследники Скигина все еще надеются оспорить расторжение договора Еленой Васильевой с многолетним партнером ПНТ – компанией «Топливные технологии», которая имеет отношение к Скигиным. Это решение супруга бизнесмена приняла после вхождения в Совет директоров терминала в 2022 году.
Против всех
Вообще, Васильева борется со своими оппонентами аж на нескольких фронтах: «Фонтанка» сообщала также о выяснении отношений одной из самых богатых женщин Петербурга с государством и правоохранителями. Недавно добавился еще фронт – с родственниками.

Совладелица ПНТ подала иск к своей племяннице с требованием вернуть 56 млн рублей. Эти средства связаны с кредитным обязательством, оформленным в 2013 году на 20 лет покойным братом Сергея Васильева – Борисом. Поскольку сам мужчина скончался, спор о долге пытаются разрешить его дочь и жена брата.
Исковое заявление от ООО «Компания СВС» (принадлежит на 100% Сергею Васильеву, а управляет ей с 2023 года супруга Елена) было зарегистрировано Приморским районным судом Санкт-Петербурга 6 марта, а 11 марта документ поступил на рассмотрение к судье. Екатерине Мусолиной, ответчице по делу, для погашения задолженности, видимо, придется продать все наследство.
«В 2013 году Сергей Васильев как владелец СВС выдал Борису от имени фирмы два кредита – на 24 и на 27 миллионов – под 5,5% годовых сроком на 20 лет, до 2033 года. Куда они были потрачены, Екатерина Мусолина не знает. Денег на счетах, которые перешли к ней по наследству, меньше этой суммы», – пишет «Фонтанка».
По словам Мусолиной, она со своим мужем были трудоустроены Сергеем Васильевым в ПНТ на скромных должностях. Через неделю после похорон Бориса Васильева названного племянника попросили с поста замначальника одного из отделов. Родственные отношения закончились.
У Елены Васильевой – 45% акций нефтяного терминала. А решение по остальному, которое по суду перешло в доход государству, Михаил Скигин будет обжаловать, пишет РБК со ссылкой на его представителя.
Ранее «Точка» писала о том, что западные компании попытаются вернуться в Россию, но придется столкнуться с проблемами.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ