Не для протокола: Россия идет на Восток. Лавров анонсировал первый российско-арабский саммит

Саудовская Аравия может стать ключом к арабскому миру, который Россия решила повернуть в свою пользу.

Глава МИД России Сергей Лавров анонсировал первый российско-арабский саммит, который состоится 15 октября 2025 года. Это еще один важный шаг по сближению России и «арабского мира». Саудовская Аравия в этих процессах играет ключевую роль. Несмотря на то, что торговый оборот между нашими странами сравнительно невелик, перспективы его роста впечатляют. О том, как происходят интеграционные процессы на данном направлении и почему Москве так важен Эр-Рияд не только в экономическом, но и в политическом смысле, в частности, в миротворческих процессах вокруг Ирана, читайте в материале «Точки».

Саммит, о котором неизвестно почти ничего

Россия и Саудовская Аравия в последнее время идут на все более тесное сближение. Те же тенденции характерны для такого широкого понятия, как «арабский мир». Стоит напомнить, что одной из наиболее многочисленных делегаций на недавно прошедшем Петербургском экономическом форуме были именно представители Саудовской Аравии. Более того, 4 июля глава МИД России Сергей Лавров на переговорах с главой внешнеполитического ведомства королевства позитивно отозвался о решении этой страны принять участие в ПМЭФ-2026:

«Я хотел бы поприветствовать решение Саудовской Аравии выступить по нашему приглашению в следующем году в качестве страны-гостя, Главного участника 29-го Петербургского экономического форума. Символично, что это событие приходится на год, когда мы будем отмечать столетний юбилей дипломатических отношений. Наверняка мы договоримся с нашими саудовскими друзьями о специальных мероприятиях, чтобы ознаменовать этот юбилей».

Помимо ПМЭФ, в октябре 2025 года в России пройдет первый в истории нашей страны российско-арабский саммит. В котором может принять участие наследный принц и премьер-министр Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман.

Фото: telegram.org / МИД России

Что интересно, в публичном доступе нет ни слова о том, какие вопросы будут обсуждаться на этом мероприятии. Но, судя по тому, что его анонсировал министр иностранных дел России, саммит будет не просто «протокольным», тем более что Москве действительно есть что обсудить с государствами арабского мира.

Вообще же Саудовская Аравия сейчас политически лавирует, особенно в контексте происходящих на Ближнем Востоке конфликтов, которые периодически инициирует Израиль.

Арабская «многовекторность»

С одной стороны, власти СА резко осудили нападение Израиля на Иран, назвав Исламскую республику «братской» и подчеркнув:

«Международное сообщество и Совет Безопасности ООН несут ответственность за немедленное прекращение этой агрессии».

Издание Financial Times на днях опубликовало материал, в котором прямо сообщает:

«Государства Персидского залива сохранят свое сближение с Ираном. Но это делает нормализацию отношений с Израилем менее вероятной и подводит Саудовскую Аравию к более решительным действиям в отстаивании своих позиций по вопросу Палестины».

И это несмотря на фундаментальные разногласия Ирана и СА хотя бы по религиозному вопросу. Саудовская Аравия – это оплот исламского суннизма, тогда как Иран – это шиитское государство. А конфронтация шиитов и суннитов длится веками и приводила к не одной войне.

Фото: freepik

С другой стороны, СА традиционно считается союзником и партнером Вашингтона на Ближнем Востоке. И Штаты, надо сказать, используют это партнерство в максимально практическом ключе. В начале июля, то есть уже после громких заявлений Трампа о том, что мир между Тель-Авивом и Тегераном достигнут, стало известно, что Штаты продолжают наращивание военного контингента на своих базах, в том числе и в Саудовской Аравии.

Согласно сообщению The New York Times, «десятки тяжелых военно-транспортных самолетов, таких как C-17 Globemasters и C-5 Super Galaxys, прибыли в Саудовскую Аравию из военных баз в Европе и США. Спутниковые снимки подтверждают значительное усиление авиабазы Принца Султана в Саудовской Аравии, куда были переброшены самолеты-заправщики, транспортные самолеты и большое количество истребителей».

Однако многие эксперты сходятся в том, что Саудовская Аравия в последние годы старается планомерно ослабить на себя влияние Штатов, поскольку видит, что Вашингтон уже «не тот», позиции Америки в мире ослабевают, да и политика Штатов становится все более агрессивной и непоследовательной.

Нефть, еда и геополитика

В этом контексте сближение с Россией кажется вполне логичным вариантом. Тем более что Москва выступает за концепцию многополярного мира, в котором государства сохраняют свой реальный суверенитет и сотрудничают на взаимовыгодной основе.

Впрочем, есть в этом партнерстве с Россией и свой практический компонент. Который в первую очередь касается нефти, а вернее совместной координации цен на «черное золото» через ОПЕК+. Собственно, ни России, ни СА не выгодно, чтобы нефтяной рынок «штормило».

Если же говорить про двустороннюю экономику, то Россия планомерно наращивает экспорт агропромышленной продукции в СА. По итогам 2024 года наша страна продала Саудовской Аравии продуктов на 1 миллиард долларов, что на 24% больше, чем за 2023 год. Рост, к слову, продолжается и в этом году. По данным тг-канала «Центр по внешней торговле» со ссылкой на Генеральное управление статистики Саудовской Аравии, в январе-феврале 2025 года торговый оборот между странами составил 393 миллиона долларов, что практически вдвое выше показателей аналогичного периода прошлого года.

Кстати, в ряде экспертных заключений говорится, что Россия поставляет в СА и некие «нефтепродукты». И здесь, конечно, логичен вопрос – а зачем Эр-Рияду, у которого и своей нефти более чем достаточно, еще и российская нефтяная продукция? Есть подозрение, что это договоренности по тому виду сделок, которые можно назвать «параллельным экспортом».

Фото: Freepik

К слову, с 2023 года СА рассматривает заявки как России, так и Китая по строительству там АЭС. И в этом смысле не стоит забывать, что арабский мир открыт к сотрудничеству с еще одним «полюсом силы», то есть с КНР. С Китаем, стоит напомнить, у Штатов отношения тоже весьма напряженные. В последнее время, наверное, даже напряженнее, чем с нашей страной.

Ну и не стоит забывать про глобальную евразийскую логистику. В частности, про коридор «Север-Юг», который идет из Петербурга в Иран. В перспективе это транспортный выход на весь Ближний Восток и на тот самый «арабский мир», с которым сейчас Россия активно работает на сближение и заключение взаимовыгодных сделок. И да, «Север-Юг» смыкается с китайским «Одним поясом – Одним путем». В этих проектах, несмотря на санкции и западное давление, хочет поучаствовать все больше государств.

Помимо этого, точки соприкосновения на Ближнем Востоке нужны нам и сами по себе, и в качестве выхода уже в Африку. С которой у России сейчас тоже идут активные интеграционные процессы. Так, собственно, большая экономика плавно превращается в не менее большую политику.

Что в итоге?

Вопрос тут, естественно, в том, как на это все будет реагировать Запад. Государства Африки, куда более зависимые от Запада, чем страны Залива, уже стали полноценными российскими партнерами и вошли в сферу влияния нашей страны. Арабский мир Запад тоже рискует постепенно упустить. И нужно отметить, что в своих решениях арабские государства куда более независимы, нежели африканские страны. В этом контексте понятна активность России, которая сейчас прилагает все усилия, чтобы арабский мир стал частью мира многополярного. И пока процессы в этом направлении идут без сбоев.

Ранее «Точка» сообщала, что ракетные удары по Ирану могут заставить Тегеран начать разрабатывать ядерное оружие.

Подготовил Александр Чаусов

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ