Пока европейские таблоиды рисуют апокалипсис, США тайно наращивают военную помощь Киеву, а ЕС учится «отлучать» своих же граждан за симпатии к России.
Телефонные переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа вызвали волну панических сообщений в западных СМИ о «шоке европейских политиков». Таблоиды предрекают крах единства ЕС, уход США с европейской политической сцены и даже размораживание российских активов. Однако реальное положение дел говорит об обратном: Штаты продолжают снабжать Киев оружием, активы никто не собирается размораживать, а дивиденды с них идут Украине; Британия же пытается усиливать свои позиции в Черном море. О том, как сейчас различаются публичная и реальная политика Запада, читайте в материале «Точки».
Британскую «панику» — да Богу в уши
После телефонного разговора Владимира Путина с Дональдом Трампом в западной прессе началась целая информационная кампания о «шокированной Европе». Суть этих сообщений в том, что европейские лидеры ожидали новых санкций и ограничений от Штатов в адрес Москвы, поскольку «Путин не согласился на перемирие с Украиной».

Апофеозом этих страхов стала недавняя колонка в британской The Guardian, в которой прямым текстом написано:
«Европейские надежды на то, что Дональд Трамп может усилить давление на Кремль, были разбиты после двухчасового безрезультатного телефонного разговора президента США с Путиным в понедельник. Трамп не выполнил предыдущие угрозы ввести “масштабные” санкции против России, если не будет достигнуто перемирие, но вместо этого восхвалял перспективу возобновления торговли с Москвой».
Далее в материале говорится о тех мерах, которые могла бы предпринять Европа без участия США, и, пожалуй, главный страх европейских элит заключается в возможности «разморозки» российских активов, которых в Европе, стоит напомнить, по самым скромным подсчетам, находится на 210 миллиардов евро.
Помимо этого, журналисты The Guardian дежурно поют про раскол европейского единства и все меньшую способность вводить «кардинальные стратегические санкции». Более того, озвучивается в материале и некий «план Б»: вместо единогласного принятия санкционных решений Европа могла бы на уровне национальных государств вводить новые тарифы и пошлины в адрес России. Но почему-то британская аналитическая пресса не верит в действенность такого подхода.
Здесь, казалось бы, впору порадоваться этой «панике в британском селе» и поверить, что Трамп-то «наш соловей». Но есть в этом некоторые сомнения.
И начать здесь стоит, собственно, с США и Трампа.

Политика США: публичная и не очень
Действительно, телефонные переговоры, которые прошли 19 мая, Трамп оценил в восторженных тонах. Но американский президент вообще категоричен в своих заявлениях. Либо у него все прекрасно и вот-вот наступит «колоссальный прорыв», либо все ужасно и «нужно принимать немыслимо жесткие решения».
Что, к слову, не мешает Трампу продавливать вполне практические договорённости, крайне выгодные для США в перспективе. Как, например, пресловутая «ресурсная сделка» с Украиной. Ну или давать добро Австралии на поставки списанных танков Abrams в адрес Украины. К слову, первая партия из 49 этих изделий уже отправилась в сторону Киева 19 мая, то есть аккурат во время «прорывного разговора» российского и американского лидеров.
Первого мая, если кто забыл, администрация Трампа дала добро на поставку уже исключительно своей военной техники Украине на сумму в 50 миллионов долларов, а Трамп в те же дни стал говорить о том, что Вашингтон складывает с себя посреднические функции в переговорном процессе. Впрочем, так и не сложил, поскольку уж больно красивая для Трампа сейчас складывается медийная картинка.
Но на случай, если мирное урегулирование «зайдет в тупик», у Штатов есть свой «план Б» — это пакет санкций от одиозного американского сенатора-республиканца Линдси Грэма.*
Как сообщает издание РБК со ссылкой на американский «журнал расследований» New Lines, госсекретарь Марко Рубио регулярно поднимает в Конгрессе вопрос о возможности ввода против России «сокрушительных санкций» за авторством означенного выше сенатора.

Точной информации обо всех мерах, которые предлагает Грэм*, — нет. Однако известно, что этот законопроект предусматривает «ряд дополнительных санкций и запретов на различные финансовые операции с Россией», а также введение торговых пошлин в размере 500% против России и стран, которые с ней торгуют энергоресурсами. Кстати, одной из таких стран являются и сами США, которые активно закупают российский уран, но, думается, тут американские сенаторы найдут лазейки.
Важно здесь то, что ни о каком послаблении санкционного режима на уровне реальной политики и экономики со стороны Вашингтона пока говорить не приходится. И в случае чего Трамп вполне сможет «фарш провернуть назад». Даже готовые законопроекты в Конгрессе у американского президента для этого имеются.
В Европе всё по-прежнему
Европа в этом смысле тоже, в общем-то, не то чтобы поменяла политику в отношении России. Что касается Венгрии, которая периодически ветирует слишком уж невыгодные для себя санкционные предложения, то 27 мая Совет ЕС будет обсуждать вопрос лишения Венгрии права голоса по санкционным вопросам. В адрес Будапешта со стороны еврокомиссаров поступили обвинения в «нарушении ценностей Евросоюза, включая демократию, верховенство права и защиту прав человека». Это достаточные основания, чтобы применить Статью 7 Договора о ЕС. Под ту же статью вполне себе может попасть и Словакия. Да и вообще любое неугодное Брюсселю государство Евросоюза. Прецедент, конечно, будет очень громким и даже скандальным, но когда ты начал вводить санкции против России на волне русофобии, бывает очень трудно остановиться.

Кстати, не на уровне государств, но своих же отдельных граждан Евросоюз уже начал проделывать нечто подобное. Так, в 17-м пакете санкций под рестрикции попали два гражданина Германии: Алина Липп и Томас Рёпер. Ранее граждане ЕС тоже подпадали под санкции, но то были люди с двойным гражданством. Тот же Рёпер, как пишет «Российская газета», — обладатель только немецкого паспорта. И теперь у него не просто заблокированы активы, но ему запрещен въезд в страны ЕС. Насколько этот запрет распространяется на саму Германию — это очень интересный вопрос, который пока внятного ответа не находит.
Тем не менее сам принцип «отлучить от ЕС» некую неотъемлемую часть ЕС уже начал обкатываться. И есть мнение, что ровно так и могут в дальнейшем решаться разногласия по санкционным вопросам в Евросоюзе.
Что касается замороженных российских активов, то для их экспроприации нет правовых механизмов, о чем в очередной раз в конце февраля этого года сообщал президент Франции Эммануэль Макрон. Но это не мешает европейским бюрократам изымать дивиденды с этих резервов и пускать их «на нужды Украины» — и удерживать сами эти активы. Что поменяется, если даже США разморозят российские резервы, — неясно. У Европы, как было сказано выше, этих денег — на 210 миллиардов евро. У Штатов — 5 миллиардов долларов. При этом в апреле 2024 года на уровне Конгресса поднимался и одобрялся вопрос об их полном изъятии в пользу Украины. Но далее инициатива почему-то легла «под сукно».
Однако этот эпизод говорит о том, что систематическая политика Штатов на практике вовсе не про «скорейший мир с Россией» и «небывалые торговые предложения», а о прямо противоположном внешнеполитическом курсе.

Здесь возникает вопрос о том, почему британская пресса так нагнетает панику? Ну, во-первых, для Лондона некоторый отход с европейской арены Штатов не только проблема, но и возможность. Возможность, даже не будучи в ЕС, стать флагманом европейской внешней политики. Отсюда все эти «коалиции желающих», накачка военного флота Украины в Черном море, о чем заявил РИА Новости российский посол в Британии Андрей Келин, а также «столетнее соглашение» с Украиной, где есть несколько секретных пунктов.
Есть ощущение, что после информационной кампании на тему «США уйдут и всё пропало» следующей мыслью, которую будут транслировать британские таблоиды, станет: «Но даже если США и ушли, есть Британия, которая теперь будет координировать антироссийские усилия всей Европы».
Что в итоге?
Для России вся эта медийная и политическая активность не является чем-то новым. Главное в данной конкретной истории — не проникаться излишним оптимизмом. В ближайшее время ни санкционное давление, ни иные рестрикции, тарифы и риторика в адрес нашей страны не смягчатся. ЕС не расколется на множество частей «вот прямо завтра». А пакеты санкций будут оглашаться и приниматься и далее. Нюанс тут только в том, что Россия ко всему этому уже давно и прочно готова. А вот у Европы, как минимум, судя по 17-му рестрикционному пакету, идеи как-то уже исчерпались. Ну или экономический кризис без российских энергоносителей всё же дает о себе знать.
В любом случае до конца этого противостояния, что бы там ни писали британские таблоиды, — очень далеко. Думается, что даже дальше, чем до решения всех проблем с Украиной.
Ранее «Точка» сообщала о том, что Штаты получили от Киева все: ресурсную сделку и новые контракты на оружие по рыночным ценам.
*Линдси Грэм внесен в список экстремистов и террористов на территории России
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ