Фото: freepik
Польское правительство придумало, как уязвить Белоруссию. Варшава утверждает, что Минск имеет прямое отношение к миграционному кризису в стране. На этом фоне Польша решила перекрыть транзит товаров через российского союзника. На кого на самом деле направлена данная санкционная мера, кто пострадает больше всего и почему здесь показательна история Литвы и Калининграда — в материале «Точки».
Ничему не учат чужие ошибки
Власти Польши могут остановить ввоз товаров со стороны Белоруссии. Как отметил заместитель министра иностранных дел республики Анджей Шейна в эфире радио Zet, все дело в том, что у Варшавы не осталось рычагов давления на постсоветское государство, которое, по мнению властей, виновно в организации миграционного кризиса на границе.
«У нас есть определенные инструменты. Если не будут выполнены условия, мы можем остановить транспортировку товаров через Белоруссию в Польшу», — передают РИА Новости слова чиновника.
Как отметил в беседе с «Точкой» экономист, политолог, специалист по странам Балтии, главный редактор ИА BALTNEWS Андрей Стариков, последствия такого решения ударят в первую очередь по Польше. И стоит заметить руководители страны даже в курсе этого.
«Те товары, которые идут через нашу западную границу, сами западники давно заблокировали. Это, в общем-то, транзит европейских товаров, поэтому и гонят их в основном европейские перевозчики и граждане Европейского Союза являются водителями грузовиков, фур и так далее. Здесь весьма странная пугалка, потому что и Польша от этого пострадает, и польские перевозчики, и польские дальнобойщики. Идея довольно необдуманная», — поделился мнением с изданием эксперт.
Кроме того, обратил внимание спикер, подобную идею сравнительно недавно пыталась реализовать Литва с Калининградом. Но тогда речь шла исключительно о товарах из России, которые идут через Литовскую территорию.
«Там это действительно задевало российские интересы. Тогда отечественная дипломатия довольно верно себя повела и не церемонясь сообщила о последствиях для литовцев. То есть на государственном уровне было озвучено, что это может быть расценено как территориальная угроза Российской Федерации и в таком случае может быть задействована военная доктрина. Потому что военная доктрина России как раз эти вопросы и поднимает. Почему угроза безопасности? Потому что это была перспектива транспортной блокады Калининграда, блокады снабжения нашей территории действительно важными товарами», — отметил Андрей Стариков.
Тогда и наша страна, и сама область извлекли уроки из ситуации. По словам политолога, было увеличено народное сообщение, был поставлен вопрос о расширении авиационного транзита, было внедрено больше грузовых судов, авиасудов и так далее.
Удивительно здесь то, что вопрос калининградского транзита был оговорен изначально. Это, напомнил политолог, было одним из условий вхождения Восточной Европы в ЕС. Речь идет как раз о Латвии, Литве, Эстонии. В 2004 году Прибалтика вошла в состав Евросоюза. Однако попытка блокады-таки случилась.
«Это было неудачей для Литвы. Этакая игра на нервах. И сами литовцы отматывали потом ситуацию назад, выглядели они не очень красиво. Они получили некий негласный нагоняй. Конечно, публично осуждать члена ЕС не очень хорошо, но сигналы были посланы. Ситуация решилась довольно оперативно в течение недели», — говорит эксперт.
На те же грабли
Теперь же несуразные политические решения принимает Польша. Однако не совсем понятно, на кого именно направляется санкция, ведь российские товары европейский рынок не принимает.
«Мы говорим о широкой номенклатуре товаров, которые шли железнодорожными путями и транспортом. Это может быть мебель, продукты питания, алкоголь и прочее. В Восточной Европе довольно выражена всегда была торговля российским алкоголем на запад сухопутными маршрутами. После СВО мы наблюдали и наблюдаем это недружественное поведение, уже 12 пакетов санкций, они все заблокировали. Поэтому нашего интереса в этом транзите на европейский рынок, особенно продуктов питания, какого-то ширпотреба нет. И сейчас такая мера действительно не слабо ударит по европейским перевозчикам», — прогнозирует специалист.
И интересно здесь еще и то, что прибалтийские страны подходят к решению вопросов слишком радикально. Ведь, как обратил внимание Андрей Стариков, Россия так агрессивно никогда не реагировала.
В период 2015 года было введено эмбарго на продукты сельского хозяйства. Мы даже симметрично не действовали. И уж тем более не лютовали», — привел пример политолог.
Удар по прибалтийским бизнесменам
Как отметил собеседник «Точки», вполне вероятно, что такими решениями и ограничениями польские власти, да и прибалтийские страны в целом, посылают определенный сигнал местным бизнесменам.
«Установка такая: не торгуйте с Россией, не делайте деньги на отношениях с Россией. Исключительно в этой логике мы можем смотреть на ситуацию, это сигнал для локального бизнеса. Это обстоятельство заботит национальные правительства в восточных и европейских странах. Допустим, в Латвии буквально на той неделе насчитали более 50 компаний, которые до сих пор торгуют с Россией. Как-то законодательно запретить это довольно сложно, потому что все-таки свободный рынок, капитализм, да и санкции не нарушаются. Но политическое давление постоянно обрушивается на эти компании», — отмечает эксперт.
На нашей же стране и нашем союзнике, по большому счету, перекрытие транзита никак не отразится. Единственные, кто здесь пострадает, это простые европейцы. Ведь дело лишь транзитом не ограничивается. Прибалты лютуют и на контрольно-пропускных пунктах.
«Более чувствителен сейчас человеческий трафик. Это люди, которые не могут попасть в Россию, потому что те же эстонцы, латыши лютуют на границе. На таможне создаются искусственные гигантские очереди, пропускают в лучшем случае один-два автомобиля в час. Поэтому здесь они вредят как могут. И опять-таки, исходя из установки, правительства этих стран не дают собственным гражданам выехать в Россию, в Беларусь, чтобы они не видели, что в этих странах происходит на самом деле. Ведь это отличается от той же антироссийской пропаганды в Польше, в странах Прибалтики», — добавил в заключение политолог.
Последние события наталкивают на мысль, что правительства прибалтийских государств думают одной голове. К ним, кстати, присоединилась и Финляндия. И повод придумали идентичный — рост числа нелегальных мигрантов. Однако, по мнению экспертов, дело не совсем в этом, и решение о закрытии границы будет принято не финскими властями.
Подготовила Ксения Романовская
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.