Белый дом прикладывает огромные усилия для противостояния России в арктической зоне. Москве придется защищать свое по праву первого.
Россия завершила масштабные маневры военно-морского флота «Океан-2024». Во время боевой работы моряки, летчики и операторы ПВО отработали тактику реального применения вооружений на случай открытого противостояния с вероятным противником в Арктике. Готов ли русский флот и авиация, что показали учения и зачем Москве Северные широты – в материале «Точки».
«Океан-24»
В понедельник, 16 сентября, Россия завершила первые за почти 40 лет глобальные общефлотские маневры военно-морского флота «Океан-2024». В мероприятии участвовали все наличные и исправные силы, за исключением разве что кораблей в отстое перед ремонтом или списанием. Количество задействованных единиц техники впечатляет — более 400 боевых кораблей, подводных лодок, катеров, вспомогательных и специальных судов.
Воздушная компонента насчитывала 125 самолетов и вертолетов морской авиации, ВКС, несколько сотен беспилотных летательных аппаратов различного назначения. Кроме того, семь тысяч единиц вооружения, военной и спецтехники, более 90 тысяч человек личного состава. К маневрам привлекли корабли и авиацию береговой охраны ФСБ, Росгвардии, Дальнюю авиацию (бомбардировщики Ту-22М3, которые отрабатывали борьбу с морскими целями дальнобойными сверхзвуковыми и гиперзвуковыми ракета Х-22Н/НА и Х-32, тяжеловесы Ту-95 и Ту-160, МиГ-31 с «Кинжалами»).
Учения проводились в акваториях Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, Японском, Баренцевом, Средиземном, Каспийском, Балтийском и Северном морях. Условным врагом по традиции выступали Штаты и их союзники по блоку НАТО. Вместе с русским флотом в «Океане» принимали участие сирийские ВМС (район Тартуса), а также отряд ВМС Китая, который состоял из четырех надводных боевых кораблей и двух судов обеспечения, с воздуха их прикрывали 15 самолетов и вертолетов НОАК. Последних задействовали, понятное дело, в Японском море.
Готова ли Россия?
При детальном изучении маневров обращает на себя внимание особое отношение нашего командования к Северным широтам. К примеру, в программе боевой работы значилась высадка морского десанта на полярное побережье, тренировки проводились на берегах Чукотки. Но понятное дело, опыт можно переложить и на другие, схожие по климату условия.
Также в море выходили все подводные лодки-носители стратегического ядерного оружия. Две из них, «Александр III» и «Красноярск» даже совершили подледный переход из Западного сектора русской Арктики в Восточный, расстояние нешуточное — четыре тысячи километров.
«Как всегда, помимо чисто военных (отработки выполнения боевых задач, слаживания и взаимодействия различных подразделений из разных родов войск и т.д.), учения преследуют и иные цели. Прежде всего — политические. Мы показываем свою способность проецировать силу в Арктике, маневрируя крупными соединениями, задействуя нашу военную инфраструктуру. Мы (в который раз) показываем, что у нас есть ядерное оружие и способность его применить», — комментирует учения Telegram-канал «Капитан Арктика».
В то же время канал «Морская мощь государства» отмечает, что при реализации учений «Океан-2024» русский флот старался работать в полную силу: корветы перехватывали сверхзвуковые ракеты, подводные ракетоносцы пытались сбрасывать «хвосты», петляя по две тысячи миль, а фрегаты проекта 22350 проводили стрельбы крылатыми ракетами.
«Чувствуется, что адмирал Моисеев (главнокомандующий ВМФ России Александр Моисеев — Прим. ред.) может организовать применение крупных (в нашем понимании) сил флота. Масштаб учений и видимая даже с далеких от уреза воды диванов четкость, с которой ВМФ работает, не могут не радовать. Не может не радовать и полученный моряками опыт, рост наплаванности, приведение матчасти в как минимум способную стрелять, некий наблюдаемый уклон не в показуху, а в реальное боевое применение», — хвалит автор.
Но далее делает оговорку: тут может страдать и реалистичность сценария развертывания морских сил и средств. Все корветы и сторожевые корабли проекта 11540 «сбежали» на Северный флот (СФ), где вошли в пару мощных поисково-ударных групп во главе с фрегатами проекта 22350. Сам СФ не сможет обойтись без коллег из Балтики, банально не хватает кораблей с современной гидроакустикой.
«Режет глаз и нереалистичность некоторых учебных задач. Так, тихоокеанские Ил-38 отрабатывают постановку мин в Авачинском заливе, как бы не принимая во внимание то, какие силы истребительной авиации США будут работать над этим заливом с Алеут, Аляски и авианосцев (их тут будет минимум два, как на NorPac FleetExOps 82). […] Неприятно видеть то, что на таких больших учениях нет торпедных стрельб. Подлодка без торпед — это бойцовая собака без зубов, пора уже это понять», — заключила «Морская мощь».
Также стоит понимать, что стандартный авианалет НАТО на крупный отряд боевых кораблей в Арктике будет выглядеть примерно так: 24-28 ударных самолетов, в группе которых будет от двух до четырех постановщиков помех, начнут выпускать по две противокорабельные ракеты (вероятнее всего Harpoon). Итоговый залп — 44-48 снарядов.
Далее с постановщиков помех будут выпускаться противорадиолокационные средства поражения (ПРР), это еще от четырех до восьми единиц. Залпы будут совмещаться так, чтобы все ракеты прилетали в наши корабли одновременно. Соответственно, у русских командиров будет выбор — либо заранее выключить радиолокаторы и принять в борт залп из нескольких ракет, либо защищаться от «Гарпунов», но получить в антенны противорадиолокационные боеприпасы.
И маневры «Океан-2024» как раз учат быть готовыми к развитию подобных сценариев. Это отличная возможность отработать групповую противовоздушную оборону. В Минобороны России также сообщают, что учения по отражению ударов с воздуха уже проводятся. И это правильно.
Еще одна угроза — вражеские субмарины. Их успешно засекают новые фрегаты проекта 22350 и корветы проектов 20380 и 20385. Они буксируют за собой современные гидроакустические станции, создавая огромные зоны полного акустического контроля, внутри которых даже самая тихая подлодка будет светиться как новогодняя елка. Если же в сторону наших кораблей производятся пуски торпед с большого расстояния, фрегаты и корветы должны быть в состоянии защититься с помощью антиторпед. И все это отрабатывалось во время маневров. Все это показывает, что Россия активно готовится к реальному, а не вероятному противостоянию.
Готов ли противник?
В начале года вражеское издание Business Insider писало о попытках США восстановить свои военные возможности в арктическом регионе, чтобы противостоять Москве и Пекину. Дело в том, что после распада СССР и расширения операций на Ближнем Востоке американская армия оказалась занята, а ее «арктические навыки ухудшились».
«Теперь силы США надеются восстановить в Арктике мышцы, которые атрофировались более 20 лет назад. […] Этот шаг отражает растущую обеспокоенность активностью России и Китая, которые хотят расширить свой доступ к Арктике», — отмечал автор статьи.
Пентагон вновь начал активно вкладываться в создание сил, способных вести боевые действия в условиях холодного климата, наращивая свое присутствие, чтобы сдерживать геополитических противников. И это системная работа, которая ведется уже более пяти лет. Так, в 2020 году ВМС США провели в общей сложности 20 различных военных учений и операций в Арктике, в том числе с участием стран-партнеров. Об этом докладывал на брифинге начальник штаба адмирал Майкл Гилдей.
Позже Белый дом разработал «арктическую» стратегию (The 2024 Arctic Strategy), в которой подчеркивается, что регион Северной Америки, имеющий жизненно важное значение для национальной обороны США, обеспечивает возможности аэрокосмического предупреждения и контроля, а также морского предупреждения для американо-канадского командования аэрокосмической обороны Северной Америки (NORAD).
Дядя Сэм намерен укреплять потенциал вместе с союзниками и партнерами в Европейской Арктике. Рассчитанный на десятилетие документ (до 2032 года) предполагает наращивание военного, дипломатического, экономического присутствия в регионе.
Недавно «Точка» сообщала, что для продавливания собственных интересов в регионе, на полях июльского саммита HАТО в Вашингтоне Белый дом заявил о формировании с Канадой и Финляндией нового промышленного альянса, который назвали «Ледяной пакт» (ICE Pact). Он расширяет сотрудничество государств в использовании технологий и производств для создания современного ледокольного флота стран западного военно-политического блока.
«Закрепление России в Арктике очень не нравится США, потому что они хотят придать региону международный статус, а это наши воды. Они наращивают силы, не так давно на Аляске расконсервировали старый военный аэродром, нагнали туда самолетов, десантников, стараются привлекать новых натовцев — Швецию с Финляндией. Они усиливают полеты разведывательной авиации, пытаются развивать ледокольный флот с привлечением ресурса Норвегии, Канады и Финляндии», — заявил корреспонденту «Точки» военный аналитик, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
Эксперт добавил, что у Финляндии действительно есть довольно крупный ледокольный флот, однако он не очень подходит для работы в Северных широтах, скорее для Балтийского моря. Поэтому отставание Штатов и их союзников по возведению специализированных кораблей весьма ощутимое.
«Но там (в Арктике — Прим. ред.) ходят американские и британские подводные лодки. И самый главный смысл их истерии — военная компонента. Через Северный полюс проходит кратчайший путь для российских ядерных ракет. Запад это давно беспокоит и поэтому особое внимание они уделяют именно Арктике. Это понимают и у нас, поэтому усиливают флот, ледоколы, строят военные базы. Я бы еще рекомендовал задействовать центральный испытательный полигон на Новой земле. США планируют обновлять свой ядерный арсенал, ну вот и нам стоит это сделать, по крайней мере провести пару испытаний, чтобы напомнить, чего им следует бояться. Россия готова защищать русскую Арктику, а американцы только идут к этому», — заключил Дандыкин.
Ранее «Точка» писала, что Россия построит вторую после «Звезды» суперверфь для усиления навигации по Северному морскому пути. До конца года правительство определится с местом возведения объекта и другими его характеристиками. Эксперты полагают, что потребности нашей страны в специальных кораблях возрастут после победы «за ленточкой», и помешать развитию путей США не смогут.
Подготовил Сергей Дзержинский
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ