Казахам деньги, русским – космос: «Байконур» продолжит связывать Россию и Казахстан

Разорвать стратегическое партнерство по космодрому «Байконур» Москва с Астаной пока не могут.

Трагедия с падением азербайджанского самолета на территории Казахстана, в которой ряд официальных лиц еще до завершения расследования начали обвинять Москву, обнажила давно назревшую проблему в отношениях с нашей державой. Астана уверенно лавирует в сторону Запада и Турции. Тем не менее Россия продолжает называть Казахстан своим стратегическим партнером. Одной из причин такого расположения может быть космодром «Байконур», который Москва арендует у Астаны с 1994 года. Аренда эта происходит с периодически скандалами и даже вопросами о том, нужен ли нам этот космодром, и не хочет ли его забрать себе Астана? О том, почему «Байконур» остается стратегически важным проектом для обоих государств, читайте в материале «Точки».

Не всегда добрые соседи

Взаимоотношения России и Казахстана в последние годы выглядят все более причудливо. Очередное обострение связано с крушением азербайджанского самолета на территории казахского аэропорта Актау. Ряд СМИ, блогеров и даже официальных лиц Казахстана заявили о необходимости «говорить с Россией с позиции силы» и, хотя расследование инцидента еще не было завершено, сходу обвинили русских.

Астана, по мнению многих экспертов, сейчас не просто «лавирует» в рамках своей «многовекторной политики», но взяла четкий курс на сближение с Турцией, Западом и отдаление от Москвы.

Тем не менее Россия старается поддерживать партнерские отношения с этой центральноазиатской республикой, говоря о стратегическом партнерстве по линии ОДКБ, в сфере транспортной логистики и даже параллельного импорта. Которому Казахстан, к слову, официально противодействует, как «попыткам обхода России западных санкций».

Логичным здесь видится вопрос: почему Россия продолжает сотрудничество с Казахстаном, если Астана, кажется, совсем этого не хочет? Да, это наш огромный южный сосед с самой длинной непрерывной общей границей в мире – 7,6 тысяч километров. Но есть и еще один фактор, о котором вспоминают не так часто, и он, скорее, не про земные границы, а совсем наоборот. Про космическое пространство.

И речь здесь, понятным образом, идет про комический комплекс Байконур. Вокруг которого уже многие годы и с завидной периодичностью возникают довольно тревожные новости.

Земные проблемы большого космоса

Самая ранняя история конфликта, которую удается найти в открытых источниках, датирована еще 2013 годом. Тогда Россия запросила у Казахстана 17 пусков за год. Астана сократила это количество до 12. При этом с космодрома «Плесецк» «добрать» количество пусков не получалось, поскольку там не было стартового комплекса для «Протонов», которые и планировал запустить «Роскосмос».

Впрочем, уже тогда начал активно строиться космодром «Восточный». И когда в 2016 году была достроена его первая очередь со стартовым комплексом для ракет «Ангара», риторика Астаны несколько изменилась.

В июле 2016 года тогдашний премьер-министр республики Бакытжан Сагинтаев в разговоре с «Интерфаксом» заявил:

«Мы видим, что осуществлен первый запуск с космодрома «Восточный». Постепенно понимаем, что будут планы по переводу пусков Россией на свои космодромы. Ориентировочно после 2025 года Россия может отказаться от эксплуатации Байконура».

Впрочем, тогдашний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заверил:

«Байконур должен жить, у него большое будущее, это большое совместное дело наших двух стран. Вне зависимости от того, что Россия строит и уже практически построила космодром «Восточный» в Амурской области, Байконур для нас остается крайне важным делом».

Фото: Дмитрий Рогозин_wikimedia

В 2021 году Россия и Казахстан договорились об аренде Байконура до 2050-го. Россия, кстати, платит Астане за космодром 115 миллионов долларов в год. И по новому соглашению оплата не зависит от количества пусков, чтобы не повторилась ситуация 2013 года.

При этом за месяц до ратификации соглашения министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин говорил:

«Россия сокращает запуски ракеты-носителя «Протон» с космодрома Байконур, а полное прекращение запусков ожидается в 2026 году».

Что, в общем-то, логично, потому что на смену «Протону» приходит тяжелая и модульная ракета-носитель «Ангара». О значимости этого проекта для фундаментальных принципов ракетостроения «Точка» ранее писала подробно.

Весной 2023 года в ряде российских СМИ появились максимально тревожные новости:

«Арестовано имущество компании, являющейся дочерней структурой Роскосмоса. Руководителю ЦЭНКИ (Центра по эксплуатации наземной космической инфраструктуры), по данным казахстанских СМИ, запрещено покидать страну».

Официальная причина заключалась якобы в задолженности России в размере двух миллиардов рублей за эксплуатацию Байконура. При этом в медиа стали циркулировать слухи о том, что Астана сейчас полностью арестует все имущество Байконура.

С опровержением этих слухов выступил вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Малик Олжабеков. Чиновник прокомментировал ситуацию так:

«Речь не идет об аресте всего имущества “Роскосмоса” на “Байконуре”. В рамках спора двух хозяйствующих субъектов принимаются решения в отношении ареста имущества ЦЭНКИ».

А оно нам надо!

Так или иначе, подобные истории вокруг русского космодрома стали уже чем-то хоть и грустным, но настолько привычным, что весной 2024 года в СМИ пошла очередная волна публикаций на тему «нужен ли России «Байконур» и когда она от него откажется?».

Информационным поводом к таким обсуждениям стал как раз успешный старт «Ангары» с «Восточного» 11 апреля 2024 года.

Однако пуски с космодрома продолжаются на регулярной основе. Так, 25 декабря ракета «Союз-2.1б» успешно стартовала с «Байконура» и вывела на орбиту спутник «Ресурс-П» №5, который будет работать с топографическим, навигационными и геологическими данными.

«Союзы», при этом, могут быть запущены и с Плесецка, и с Восточного. Но что же тогда с «Протонами» и переходом на «Ангару»?

Еще в 2020 году «Роскосмос» дал официальный комментарий «РИА-Новости», в котором говорилось:

«Руководство Роскосмоса считает запуск производства универсальных ракетных модулей «Ангары» на омской производственной площадке приоритетной задачей корпорации. В 2024 году тяжелая «Ангара» должна полностью заменить «Протоны».

Фото: Pr Scr youtube.com / Роскосмос ТВ

Но в 2020 году Россия, да и весь мир были, мягко говоря, в несколько иной диспозиции. С тех пор много чего изменилось, в том числе и в смысле приоритетов трат бюджетных средств.

Поэтому, по данным на апрель 2024 года, гендиректор Центра имени Хруничева Алексей Варочко в интервью все тем же РИА говорил:

«На сегодняшний день мы планируем осуществить не менее четырех федеральных и коммерческих пусков ракет-носителей «Протон-М» до конца 2025 года».

И Казахстану тоже надо

Иными словами, и аренда Байконура, и пуски с него продолжатся. Эффективность этого космодрома для России, да и многих других стран с годами не падает.

Ну и одной из основных причин того, почему Казахстан, несмотря на свое «лавирование», придерживается договора об аренде «Байконура» с Россией, заключается в том, что Астана, по большому счету, с этим комплексом, попади он в ее пользование, сделать ничего не сможет.

 

Еще в 2021 году кандидат технических наук, руководитель проекта 435 nm и эксперт в сфере космических технологий Александр Шаенко в интервью «Евразия Эксперт» заявлял:

«Байконур» был создан в рамках ракетной программы Советского Союза и для его полноценной эксплуатации требуется участие очень большого числа предприятий, большинство из которых находится на территории России.

Казахстан сейчас не в состоянии строить ракеты самостоятельно, а сами ракеты делают пока только в России (раньше делали и на Украине, но теперь эта отрасль там сильно угасла).

Если Россия не будет платить, то кроме нее платить не будет никто».

Что в итоге?

«Байконур» несмотря ни на что остается действующим и важным объектом для всей российской, а отчасти и мировой космической отрасли. Важен этот комплекс и для Казахстана. Как с финансовой точки зрения, так и в контексте, пожалуй, единственной возможности для этой страны поддерживать хоть в сколько-то рабочем состоянии свою космонавтику.

Поэтому, невзирая на политические разногласия, например, по вопросам санкций, вступления (вернее невступления) Казахстана в БРИКС и даже скандалов вокруг непосредственно космодрома, и для Москвы, и для Астаны договор об аренде «Байконура» приходится соблюдать. По крайней мере, пока.

Ранее «Точка» сообщала о том, что власти Казахстана, несмотря на ряд приглашений, отказались от вступления в БРИКС в обозримом будущем.

 

Подготовил Александр Чаусов

 

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ