Троянский конь генплана: закадровые планы озеленения Петербурга

26 февраля – iatochka.news, 09:00. В новом генеральном плане Северной столицы предусмотрено увеличение зеленых насаждений аж до 30 % от общей площади города. Однако все не так радужно, как кажется. Под зеленые зоны отдают территории, которые явно не нужны не только строителям и предпринимателям, но тем, кто любит просто погулять. Зарастающие кустами пустыри между дорожных развязок просто скроют от обитателей «человейников» новые промзоны, успокоив жителей отчетами о масштабном озеленении.

vk.com / Комитет по благоустройству Санкт-ПетербургаФото: vk.com / Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга

Картины маслом

В феврале текущего года пресс-служба комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности сообщили о наладке эксплуатации 130 гидротехнических сооружений, особо отметив завершение капитального ремонта плотины Верхне-Кузьминского водохранилища. Сооружение починили, а вокруг водохранилища обещают сделать зону рекреации. Это безусловно хорошая новость, так же как увеличение, согласно новому генплану, количества зеленых зон. Однако если посмотреть на картину в целом, не ограничиваясь вырванным из общей картины частным случаем, ситуация представляется уже не такой радостной.

«Позитивный информационный фон часто создается, чтобы отвлечь внимание общественности от проблем, от того, что людям не понравится. Эдакий троянский конь. Так что грядущее благоустройство берегов водотока – слабая компенсация того, что в Шушарах в перспективе появится самая крупная новая промзона Северной столицы», — рассказывает геоэколог Дмитрий Краснов.

В прошлом году территория особой экономической зоны в Петербурге расширилась на 163 гектара. А на период до 2028 года инвестиции в развитие новых промышленных территорий заложены в размере 15 миллиардов рублей. На новых площадках планируется разместить до 50 компаний.

Согласно информации пресс-службы Особой экономической зоны, Санкт-Петербург и Минэкономразвития России в декабре 2023 года подписали допсоглашение о расширении особой экономической зоны. В нее вошли участки в промзонах «Парнас» и «Шушары». При этом, если в первом планируется разместить до 10 резидентов, то во втором – в четыре раза больше. Цифры говорят сами за себя. И как раз эта промзона будет примыкать к Кузьминке с севера, протянувшись от самого Купчино. Чем такое соседство реки будет компенсировано?

Что день грядущий ей готовит

Казалось бы, если посмотреть на новый генплан Петербурга, то вдоль Кузьминки со временем появится зона рекреационного назначения, проще говоря – парки по обоим берегам. Получается, о природе тоже подумали, но жест ли это доброй воли?

«Бизнесу эта территория неинтересна, так как там водоохранная зона, вот ее и оставили людям», — поделился мнением с «Точкой» руководитель общественного движения «Экологическая милиция» Сергей Грибалев.

Кузьминка имеет длину 21 километр. Для рек длиной от 10 до 50 километров ширина водоохранной зоны составляет 100 метров. Такого же порядка ширина рекреационных зон вдоль значительной части русла.

Построить здание поблизости от речки можно, но это хлопотно, особенно учитывая потенциальное недовольство населения. Строителям просто не нужен проблемный актив. Им и так выделили для освоения значительные территории бывших аграрных земель.

Кстати, неудивительно, что промышленная зона появилась именно здесь. Пушкинский район обладает самыми масштабными земельными ресурсами для застройки. Именно здесь, по мнению некоторых экспертов, можно разместить новые производства, чтобы они не мозолили глаза людям.

«В этой незаметности и кроется главная опасность. Бизнесу необходим общественный экологический контроль, потому что чиновники смотрят только на формальные моменты. Если расстояние до домов соответствует санитарным нормам, то якобы все нормально. Однако подобный подход порочен, и это доказывает опыт того же Мурино и других промышленно развитых территорий, где травят людей, а инспектора на все жалобы отвечают, что ничего не обнаружили», — высказал свою точку зрения Сергей Грибалев.

Действительно, беспокоящие запахи могут присутствовать в воздухе даже если предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ не превышены.

«Но если гражданам плохо от соседства с промзоной, то тот факт, что закон не нарушен, не станет для них утешением. Практика показывает: люди и в менее людных местах протестуют против новых объектов НЭО, глиноземного завода, а тут целый букет предприятий появится под боком у миллионного города из которого якобы выводят производство», — развивает мысль Сергей.

По оценкам Петростата в 2023 году индекс промышленного производства вырос почти на 10 %, что больше среднего показателя по России, который составляет всего 3.6 %. Так что промышленные площадки будут реально осваиваться, а не останутся, в отличие от зеленых зон, на долгий срок только на бумаге. И что тогда защитит людей от труб новых заводов?

«Для минимизации вреда существуют санитарные нормы. В зависимости от класса опасности они могут составлять от 50 до 1000 метров. Однако нюанс в том, что их защитная функция действует, если не нарушается технологический процесс, если все предусмотренные технологические решения осуществляются в полной мере и, конечно же, если нет аварий», — уточняет собеседник «Точки».

Pr scr youtube.com / Экология Невского КраяСергей Грибалев / Фото: Pr scr youtube.com / Экология Невского Края

А как с соблюдением формальных ограничений? По словам геоэколога Дмитрия Краснова, санитарно-защитные требования скорее всего нарушены не будут.

«Однако мы живем в мегаполисе с уже существенной нагрузкой на окружающую среду, поэтому нам нужны более серьезные компенсационные мероприятия, чем те, что прописаны в генплане», — считает спикер.

Эксперт указывает, что количества зеленых зон недостаточно. С ним согласны и другие специалисты. Например, согласно мнению экспертов Циан, в мегаполисе вроде Санкт-Петербурга зеленые зоны должны составлять не менее 60 % территории. Так что Северной столице с его 30 % есть куда стремиться.

«При этом надо уходить от практики создания зеленых зон по остаточному принципу. Посмотрите на карту. Так называемая «зона озелененных территорий специального назначения» рядом с будущей промзоной в Шушарах — это в значительной степени участки между транспортными магистралями: железнодорожными и автомобилями. Там все равно не построишь жилого комплекса, максимум автостоянку. Поэтому их и не жалко отдать под озеленение», — объясняет нашему изданию Грибалев.

Мы посмотрели карту. Действительно, защитные функции по очистке воздуха худо-бедно, может, и осуществляются, но людям ведь надо гулять на природе, а не только знать, что зеленые зоны существуют в принципе.

Будет ли новый лесопарк

Есть и другие странные решения. К югу от Рехколовского шоссе, между Киевским шоссе и железной дорогой на Гатчину неожиданно для многих появилась потенциальная рекреационная зона.

«До тех пор, пока у строителей полный портфель проектов — эта территория им не нужна. Кроме того, возможно тут есть, так сказать, игра в компромисс. Власти продолжают продвигать проекты строительства непопулярного в Пушкинском районе города-спутника Южный и создания автомобильной дороги — дублера Киевской трассы через Александровку. То есть мнение людей проигнорировали, но взамен нарисовали на карте якобы будущую зеленую зону», — высказывает версию Грибалев.

Ключевым в сказанном является неприметное слово «якобы».

«Дело в том, что власти не могут создать парк даже в Шушарах, где люди задыхаются без зеленых зон. Соответственно, Рехколовский лесопарк, возможно, так и останется просто полем до следующей корректировки генплана. Хочется надеяться на лучшее, но есть вероятность, что когда его окрестности будут освоены, появится необходимость построить социальные объекты, развязки и так далее. Если свободной земли не останется, то что сделают чиновники? Правильно, уменьшат так и не созданную зеленую зону. И, конечно же, исключительно из лучших побуждений, ради людей и их нужд», — предполагает Сергей.

Что делать

Земельные ресурсы Санкт-Петербурга ограничены, и вышеуказанная цифра в 60 % вряд ли осуществима. Однако это не повод занимать пассивную позицию.

«Если мы будем благодушествовать, то вместо зеленых зон рядом с домом получим новые производства и «человейники». Сейчас надо исходить из существующего генерального плана и добиваться того, чтобы уже отведенным под зеленые зоны территориям присвоили соответствующий статус (то есть скверов, парков, лесопарков — прим. редакции), и началась частичная посадка деревьев», — считает Краснов.

В таком случае, при корректировке генплана в будущем, отдать нынешние зеленые территории под хозяйственное освоение властям будет уже сложнее.

«Не стоит недооценивать институты гражданского общества. Благодаря их использованию можно отодвинуть производство от жилых домов на лишние 100 и более метров. В масштабе города это, конечно, не даст прироста зеленых зон, но воздух в конкретном дворе будет чище в силу элементарной математики», — напоминает Дмитрий.

Зона максимального загрязнения от ТЭЦ и им подобных объектов находится на расстоянии 10-40 высот их труб.

«Придя на общественные слушания любой гражданин может произвести несложный математический расчет и сделать соответствующие выводы. Так что на подобные мероприятия необходимо ходить, так же как участвовать в обсуждении генплана как минимум через своих депутатов», — убежден Краснов.

Учитывая, что новый генеральный план Северной столицы действует до 2040 года, у нас еще есть время защитить наш город от чрезмерной застройки, расширить зону озеленения и уменьшить аппетиты промзоны в Шушарах.

Ранее «Точка» уже писала о развитии зеленых зон в Пушкинском районе и рисках для их существования из-за действия строителей.


Подготовила Кристина Шелгинских


Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.